Почему великий китайский файрволл оказался таким успешным? (По меркам авторитарных режимов, разумеется).
Не потому что там какая-то уникальная система фильтрации. Каждый, кто был в Китае, знает — большинство коммерческих VPN-сервисов легко справляются с обходом китайских блокировок, и нет проблемы пользоваться там запрещенными Google и Facebook.
И даже не потому, что там работает огромная, полумиллионная армия цензоров, которые тщательно обозревают китайский интернет на предмет упоминания бочонков меда (председатель Си ужасно обижается на сравнения с Винни-Пухом) и прочей крамольной мерзопакости.
А в первую очередь потому, что внутри Кита сформировалась огромная и полная экосистема национальных сервисов, которые закрывают потребности 95% пользователей. Мессенджеры, поисковики, соцсети, платежные системы и стриминговые сервисы — все это есть китайское, понятное местному пользователю, отлично работающее. В том или ином возрасте новый пользователь впервые попадает в интернет, и там его ждут WeChat и Alibaba; ему просто даже не приходит в голову, что для чего-то могут понадобиться Facebook и Amazon.
Вот на чем, в первую очередь, держится уникальная китайская модель государственного контроля над интернетом, а не на технических решениях.
Так что я согласен: войну Рамблера со всем цивилизованным миром, как и анонс очередного «убийцы YouTube» от маленьких друзей Центра Э из МэйлРуГрупп стоит рассматривать именно в этом контексте. Все в том же контексте — в рамках решения задачи высшей государственной важности, создания подконтрольного и подцензурного Рунета к политическому циклу 2021-24 годов.
Будут пилить национальную экосистему сервисов, одновременно огораживаясь от мировых: забанят Твич; посмотрят, как оно пойдет; выпустил ТоварищМайорTube и попробуют забанить YouTube — такой план.
Разумеется, ничего не выйдет (вспомните судьбу RuTube, TamTam, Futubra и прочих Спутников), ну денег попилят изрядно.