Пост «Догнать Литву» предсказуемо вызвал вал возмущений.
«Как можно сравнивать с Литвой», «Мы великая страна, а это маленькая провинция ЕС», «Ещё бы с Африкой сравнили».
Очень хорошо.
Некоторые комментаторы даже решили, что я предложил идти по пути Литвы или назвал так программу, но ничего такого в тексте нет и близко — это безумие, мы слишком разные страны. Зато у нас есть понятные расчёты, показывающие состояние нашей экономики.
(Ещё отдельно расскажу, почему считали реальный ВВП, а не по паритету покупательской способности — ППС у нас рассчитан неадекватно, это одна из манипуляций Росстата).
Я намеренно сравнил Россию не с Польшей, которая находится на графике рядом с прибалтийскими странами, а именно с Литвой. Сравнение с поляками не задело бы ни чьих чувств. А вот сравнение с маленькой постсоветской Литвой задевает.
И оно показывает холодный факт: литовцы в среднем живут богаче русских. А должно быть наоборот. И это понимание — отрезвляет.
Повторю ещё раз: чтобы догнать показатели Литвы, России нужно обеспечить рост экономики в два раза выше, чем сейчас, на протяжении, как минимум, следующих 20 лет (!). Вам это может нравиться, вам это может не нравиться, но это факт.
Да, Литве помогает ЕС, у них меньше население, они зарабатывают на трансферте, но даже с учётом этих факторов наше отставание — это повод крепко задуматься. У Литвы и близко нет того потенциала, что есть у России — научного, культурного, образовательного, технологического. Однако они обеспечивают для людей более высокий уровень жизни. А РФ почему не может?
Докрутим обороты. Вот ещё один черновой слайд из доклада.
Работающих бедных в РФ — 21 процент. Каждый пятый. В Литве и Эстонии — каждый 10-й, в Чехии — каждый 20-й.
Нравится? Мне тоже не нравится. Но это правда.
Всё это важно понимать, чтобы не было иллюзий насчёт «догнать и перегнать Америку». В 2020 году наша экономика играет в другой лиге — восточноевропейской: с Польшей и Прибалтикой. И в этой лиге мы ПРОИГРЫВАЕМ.
Осознать этот горький факт — первый шаг к выздоровлению.
У России много преимуществ, но экономика — это ахиллесова пята. Без неё государство не будет сильным и влиятельным. Последние политические поражения на постсоветском пространстве — следствие, в том числе, слабой экономики.
В обсуждении всплыл ещё один популярный миф: дескать, корень проблем — санкции. Все против нас ополчились, отсюда и падение экономики.
Вопрос влияния санкций на экономику мы отдельно разбираем в нашем докладе. Пока замечу главное: влияние есть, но не такое сильное. Оправдывать результаты санкциями — не получится.
Падение началось ещё до начала украинских событий. И причины оно имеет не внешнеполитические, а внутренние. В 2014-2015 это падение ускорилось — но не из-за санкций, а из-за обвала цен на нефть. Чрезмерная зависимость от этих цен — наша беда.
Миф про санкции и внешнюю политику любят как некоторые либеральные деятели, так и некоторые патриотические. Первые с помощью него пытаются доказать тезис «надо срочно бежать за подачками в Европу», а вторые — «русским деньги не нужны, мы и без них великие».
Правда же в том, что власти России не могут обеспечить рост экономики. На это есть разные причины, но главная из них — политическая. Ведь для этого придётся создавать независимый суд, ограничить аппетиты силовиков, по-настоящему бороться с коррупцией и обеспечивать честную рыночную конкуренцию, без преференций для друзей.
Люди в Кремле на это пойти не могут — слишком много рисков для них самих и ближайшего окружения.
Какой ещё честный суд, если нужно выборы фальсифицировать? Какие ещё ограничения для силовиков, если нужна их сверхлояльность? Какая ещё борьба с коррупцией — себя посадить, что ли?
Поэтому пропаганда год за годом продаёт гражданам Федеральную целевую программу «Иллюзия величия в обмен на продовольствие». Вы нам — деньги, мы вам — картинку в телевизоре.
Ну уж нет. Сильная Россия — богатая Россия. Нам нужны и деньги, и величие.
А для трезвой оценки смотреть нужно цифры и графики. Какими бы грустными они не были.