УЖЕСТОЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ПОД ПРИКРЫТИЕМ COVID-19
В американском журнале World Politics Review вышла статья «Полицейские государства по всей Центральной Азии активизируются под прикрытием COVID-19», в которой описывают, как авторитарные власти во время пандемии используют возможность усилить тотальный контроль.
«Министерство внутренних дел Казахстана экспериментирует с созданной в Китае национальной системой слежки, известной [на местном уровне] под названием "Сергек", для обеспечения полного соблюдения введенных правительством ограничений на передвижение и других мер, направленных на пресечение распространения вируса. Если кто-то нарушает карантин, камеры видеонаблюдения, оснащенные технологией распознавания лиц, могут предоставить доказательства для местных судов, в то время как геолокационные настройки двух используемых в Казахстане приложений предусматривают возможность подключения с тем, чтобы определить, отошел ли человек на расстояние более 30 метров либо 100 метров от своего дома. К 11 мая, концу двухмесячного чрезвычайного положения в стране, 2 424 человека были обвинены в нарушении карантина в Алматы и 3 347 — в Нур-Султане», — пишет World Politics Review.
«Сергек» — в переводе с казахского «бдительный» — действует с начала 2020 года. Только в Алматы по всему городу насчитывается более двух тысяч камер. Противоречивый проект является «частью усилий президента Касым-Жомарта Токаева, направленных на то, чтобы последовать примеру Китая и построить национальную систему наблюдения и слежения за каждым гражданином». После своего первого официального визита в Китай в октябре 2019 года Токаев поручил подчиненным «перенять китайский опыт» цифровизации, что вызвало критику в Интернете. Токаев похвалил китайскую провинцию Синьцзян, где «власти построили массовое полицейское государство и посадили в лагеря заключения по крайней мере миллион этнических уйгуров», отмечает World Politics Review.
«Токаев идет по стопам своего предшественника, правившего много лет Нурсултана Назарбаева, который первым привлек Китай для внедрения в стране технологий распознавания лиц и обработки данных. Атмосфера во всей Центральной Азии, неблагоприятная для политических свобод в лучшие времена, становится еще более ограниченной в результате COVID-19», — говорится в статье.
Поставщиком оборудования для проекта «Сергек» выступает китайская компания Hikvision, находящаяся под санкциями США из-за причастности к созданию систем слежки для репрессий в отношении уйгуров, казахов и других тюркоязычных народов Синьцзяна. Другая попавшая в санкционный список США китайская технологическая компания Dahua является ключевым партнером казахстанской компании Korkem Telecom, на которую возложена задача расширения возможностей страны в области видеонаблюдения, пишет World Politics Review.
«Власти также использовали COVID-19 для того, чтобы заставить замолчать критиков, чему во многих случаях способствовала обширная инфраструктура наблюдения. По официальным данным, по меньшей мере 300 человек были задержаны властями по всему [центральноазиатскому] региону за распространение ложной информации, причем большую часть задержанных составили журналисты и активисты оппозиции», — пишет World Politics Review, упоминая дело алматинского активиста Альнура Ильяшева, которого приговорили к трем годам ограничения свободы с запретом заниматься публичной деятельностью за критические посты о реакции правительства и партии власти на коронавирусной кризис.
«Эти репрессии эффективны именно потому, что власти стран Центральной Азии на протяжении многих лет наращивают свой потенциал в области наблюдения. Сейчас пандемия дает им возможность массово протестировать эффективность своих новых технологий, что позволяет им подготовиться к будущим волнениям или нестабильности. Атмосфера во всем регионе — неблагоприятная для политических свобод в лучшие времена — еще более сужается в результате COVID-19», — заключает World Politics Review.
https://rus.azattyq.org/a/press-review-kazakhstan-bad-example-of-how-not-to-do-covid/30734507.html