Republic разместил статью (ссылка в первом комментарии) о том, что в китайском городе Сучжоу попытались ввести добровольную систему «кодов цивилизации» как элемент системы социального кредита, но из-за протестов населения (!) от нее отказались. Пока подписки на Republic у меня, поэтому могу исходить только из этой информации. Что тут можно сказать?
Во-первых, не надо преувеличивать силу протестов и возможность ими что-то изменить, особенно если речь идет об основных направлениях государственной политики. В Китае протесты допустимы на низовом уровне: если у вас в кране нет воды или не платят зарплату, то вы можете собраться перед офисом управляющей компании или работодателя и устроить митинг – это считается допустимым (наглядный пример такого поведения: китайцы на стройке Роснефти в Хабаровском крае). Если же недовольство населения вызывают меры, которые можно отнести к основам государственной политики, то это не повод менять политику. В этом случае недовольство – результат плохой работы госорганов и СМИ, которые не смогли правильно объяснить и довести до населения смысл новых мер, поэтому вместо изменений надо улучшить работу с населением и повышать его сознательность (а если недовольство слишком активное, то его можно погасить при помощи народной вооруженной полиции).
Система 社会信用 («социального кредита») – один из важнейших проектов в КНР, который более-менее успешно создается в течение последнего десятилетия. Отказываться от него не планируют, наоборот, в течение 2021 г. для этой системы постепенно создается правовая база. В будущем КНР ждет принятие закона о социальном кредите вне зависимости от того, будет ли недовольство граждан или нет.
Во-вторых, «коды цивилизации» и «социальный кредит» на самом деле нельзя приравнивать друг другу. «Социальный кредит» - общегосударственная система, в которой будет объединены все сведения, позволяющие оценить законопослушность организаций и граждан. «Код цивилизации» и аналогичные проекты в других китайских регионах – локальные и добровольные инициативы с сомнительными правовыми основаниями.
(Сомнительные правовые основания: если посмотреть в ст. 72 Закона КНР «О правотворчестве», то можно увидеть, что Сучжоу и города с районным делением могут самостоятельно вводить правила по вопросам градостроительства, муниципального управления, защиты окружающей среды, защиты памятников культуры и истории и «другим вопросам» при условии, что данные правила не противоречат всем НПА, которые находятся выше: Конституция, законы, акты правительства и регионов (провинций). Поэтому возникает вопрос: есть ли у Сучжоу полномочия вводить такие «коды» и прошли ли эти правила проверку на законность на провинциальном уровне.)
Если раньше «коды цивилизации» можно было рассматривать как будущий элемент системы «социального кредита», который проходит проверку на практике на локальном уровне, то теперь ясно, что эти инициативы будет сворачивать. Рекомендую статью на Синьхуа от 8 сентября 2020 г. (официальном государственном СМИ в Китае, которое входит в перечень разрешенных к распространению источников информации-), выпущенную сразу после запуска и внезапного прекращения использования «кодов цивилизации» в Сучжоу. В статье Синьхуа содержится несколько простых мыслей, из которых достаточно выделить два.
Во-первых, количественное измерение «цивилизованности» невозможно. Нельзя перевести уровень цивилизованности в баллы и создать на основе этого рейтинговую систему. Во-вторых, «нецивилизованность» не является основанием для применения наказаний (которым будет снижение рейтинга в этой системе). Если же в законе предусмотрена ответственность за нарушения, то человека можно привлечь к ответственности, которая определена конкретной правовой нормой – но в этом случае одновременное снижение рейтинга и другие ограничительные меры системы оценки «цивилизованности» могут противоречить принципу недопустимости двойного наказания.
Следовательно, в Китае есть понимание того, что эксперименты с оценками морального уровня и цивилизованности очень сомнительны.