оров Международной программы музея. Его председателем был Джон Хей Уитни, который служил в военное время предшественником агентства, ОСС. А Том Брейден, первый начальник отдела международных организаций ЦРУ, был ответственным секретарем музея в 1949 году.
Сейчас, в возрасте восьмидесяти лет, г-н Брейден живет в Вудбридже, штат Вирджиния, в доме, заполненном произведениями абстрактного экспрессионизма и охраняемом огромными эльзасцами. Он объяснил назначение ОВД.
"Мы хотели объединить всех людей, которые были писателями, музыкантами, художниками, чтобы показать, что Запад и Соединенные Штаты были преданы свободе выражения и интеллектуальным достижениям, без каких-либо жестких барьеров в том, что вы должны писать, и что вы должны говорить, и что вы должны делать, и что вы должны рисовать, что было то, что происходило в Советском Союзе". Я думаю, что это было самое важное подразделение, которое было у агентства, и я думаю, что оно сыграло огромную роль в холодной войне".
Он подтвердил, что его подразделение действовало тайно из-за враждебности общества к авангарду: "Очень трудно было заставить Конгресс согласиться с тем, что мы хотели сделать - отправить искусство за границу, отправить симфонии за границу, издавать журналы за границей. Это одна из причин, по которой это нужно было делать тайно. Это должно было быть секретом. Чтобы поощрять открытость, мы должны были быть тайными".
Если это означало играть Папу для Микеланджело этого века, то тем лучше: "Нужен Папа или кто-то с большими деньгами, чтобы признать искусство и поддержать его", - сказал мистер Брейден. "И после многих веков люди говорят: "О, смотрите! Сикстинская капелла, самое красивое творение на Земле!"
Это проблема, с которой цивилизация столкнулась с тех пор, как первый художник и первый миллионер или папа Римский поддержали его. И все же, если бы не мультимиллионеры или папы, у нас не было бы искусства".
Был бы абстрактный экспрессионизм доминирующим художественным движением послевоенных лет без этого покровительства? Ответ, вероятно, да. Точно так же было бы неправильно предположить, что когда вы смотрите на картину Абстрактного Экспрессионизма, вас обманывает ЦРУ.
Но посмотрите, чем закончилось это искусство: в мраморных залах банков, в аэропортах, в мэриях, залах заседаний совета директоров и больших галереях. Для Холодных Воинов, которые их продвигали, эти картины были логотипом, подписью их культуры и системы, которые они хотели выставлять везде, где это считалось. Им это удалось.
В 1958 году в Париже прошла гастрольная выставка "Новая американская живопись", включающая работы Поллока, де Кунинга, Мазервелла и других. Галерея Тейт была заинтересована в том, чтобы она была следующей, но не могла позволить себе привезти ее сюда. В конце концов, американский миллионер и любитель искусства Юлиус Флейшман зашел с деньгами, и шоу было привезено в Лондон.
Деньги, которые Флейшман предоставил, однако, были не его, а ЦРУ. Они поступили через организацию под названием Farfield Foundation, президентом которой был Флейшман, но не являлись благотворительной рукой миллионера, а являлись секретным каналом для средств ЦРУ.
Так что, не рассказывая правды «Тейту», публике или художникам, выставка была перевезена в Лондон за счет американских налогоплательщиков, чтобы служить тонким пропагандистским целям холодной войны. Бывший сотрудник ЦРУ Том Брейден рассказал, как были созданы такие каналы, как фонд Фарфилда. Мы ходили к кому-то в Нью-Йорке, кто был известным богатым человеком, и мы говорили: "Мы хотим создать фонд". Мы говорили ему, что мы пытаемся сделать, и обещали ему хранить это в тайне, и он говорил: "Конечно, я сделаю это", а затем вы публиковали бланк, и его имя было на нем, и фонд существовал. Это было очень простое устройство".
Юлий Флейшман был хорошо подготовлен для такой роли. Он сидел в совете директоров Международной программы Музея современного искусства в Нью-Йорке - так же, как и несколько влиятельных фигур, близких к ЦРУ.
https://www.independent.co.uk/news/world/modern-art-was-cia-weapon-1578808.htmlhttps://www.independent.co.uk/news/world/modern-art-was-cia-weapon-1578808.html