Size: a a a

Мальцовская Галерея

2020 October 11
Мальцовская Галерея
источник
Мальцовская Галерея
At the Mountains of Madness, by ОMA (Olga Morozova)
источник
Мальцовская Галерея
1939  лампа ар-деко  ‘World’s Fair’
источник
Мальцовская Галерея
Maggie Vandewalle
источник
Мальцовская Галерея
The Submersion of Pharaoh's Army in the Red Sea, Titian, 1514-15
источник
Мальцовская Галерея
для наших друзей с канала @viveconesto : Ознакомившись с современным американским искусством 50-х годов, президент Трумэн сказал: " Если это искусство, то я -готтентот"
источник
Мальцовская Галерея
Японская сказка и 9 иллюстраций к ней.

Осьмиголовая змея : Япон. сказка. — Москва : т-во И. Д. Сытина, ценз. 1904. — 27 с. : цв. ил.; 16.

Скачать книгу на сайте ОРПК
источник
Мальцовская Галерея
Daniele Valeriani
источник
Мальцовская Галерея
Independent (UK). : Современное искусство было "оружием" ЦРУ
Открыто: как шпионское агентство использовало художников, таких как Поллок и де Кунинг в культурной холодной войне.
Фрэнсис Стонор Сондерс
воскресенье 22 октября 1995 00:02
Десятилетиями в художественных кругах это было либо слухом, либо шуткой, но сейчас это подтверждается фактом. Центральное разведывательное управление использовало американское современное искусство - в том числе работы таких художников, как Джексон Поллок, Роберт Мазервелл, Виллем де Кунинг и Марк Ротко - в качестве оружия во время холодной войны. В духе ноблей  Ренессанса - за исключением того, что он действовал тайно - ЦРУ более 20 лет поощряло и пропагандировало американскую абстрактно-выразительную живопись по всему миру.

Связь невероятна. Это был период, в 1950-х и 1960-х годах, когда подавляющее большинство американцев не любили или даже презирали современное искусство, - подытожил популярное мнение президент Трумэн: "Если это искусство, то я - готтентот". Что касается самих художников, то многие из них были бывшими коммунистами едва ли были приемлемы в Америке эпохи Маккартизма, и уж точно не из тех людей, которые обычно получают поддержку правительства США.

Почему ЦРУ поддержало их? Потому что в пропагандистской войне с Советским Союзом это новое художественное движение можно было использовать как доказательство креативности, интеллектуальной свободы и культурной мощи США. Русское искусство, привязанное к коммунистической идеологической смирительной рубашке, не могло конкурировать.
Существование этой политики, о которой много лет ходили слухи, и которая оспаривалась, теперь впервые подтверждено бывшими сотрудниками ЦРУ. Неизвестное художникам, новое американское искусство тайно пропагандировалось в рамках политики, известной как "длинный поводок" - договоренности, в некоторой степени схожей с косвенной поддержкой ЦРУ в журнале "Встреча" под редакцией Стивена Спендера.


Решение о включении культуры и искусства в арсенал США времен холодной войны было принято сразу же после создания ЦРУ в 1947 году. Коммунизм все еще оставался для многих интеллектуалов и художников на Западе привлекательным, и новое агентство создало подразделение - "Пропагандистский инвентарь активов", которое на пике своего развития могло оказывать влияние на более чем 800 газет, журналов и общественных информационных организаций. Они шутили, что это было похоже на музыкальный автомат: когда ЦРУ нажимало на кнопку, оно могло слышать любую мелодию, которую хотело воспроизвести, по всему миру.

Следующий ключевой шаг был сделан в 1950 году, когда при Томе Брейдене было создано Подразделение международных организаций (IOD). Именно это подразделение субсидировало анимационную версию "Скотного Двора» Джорджа Оруэлла, которая спонсировала американских джазовых артистов, оперные концерты, программу международных гастролей Бостонского симфонического оркестра. Его агенты работали в киноиндустрии, в издательствах, даже в качестве писателей-туристов для знаменитых гидов Фодора. И, как мы теперь знаем, он пропагандировал американское анархическое авангардное движение "Абстрактный экспрессионизм".

Изначально были предприняты более открытые попытки поддержать новое американское искусство. В 1947 году Госдепартамент организовал и оплатил гастрольную международную выставку "Продвижение американского искусства", с целью опровергнуть советские представления о том, что Америка - это культурная пустыня. Но выставка вызвала возмущение дома, заставив Трумэна сделать замечание про готтентота и одного горького конгрессмена: "Я просто тупой американец, который платит налоги за такой мусор". Тур пришлось отменить.

Теперь правительство США столкнулось с дилеммой. Все это филистерство в сочетании с истерическими обличениями Джозефа Маккарти всего того, что было авангардным или неортодоксальным, был глубоко скандальным. Это дискредитировало идею о том, что Америка - утонченная, культурно богатая демократия. Она также помешала правительству США консолидировать переход к культурному господству из Парижа в Нью-Йорк с 1930-х годов. Чтобы решит
источник
Мальцовская Галерея
ь эту дилемму, было привлечено ЦРУ.

Связь не такая уж и странная, как может показаться. В это время новое агентство, укомплектованное в основном выпускниками Йеля и Гарварда, многие из которых собирали произведения искусства и писали романы в свободное от работы время, было прибежищем либерализма по сравнению с политическим миром, в котором доминировал Маккарти или ФБР Джей Эдгара Гувера. Если какое-либо официальное учреждение и могло собрать воедино  коллекцию ленинистов, троцкистов и тяжело пьющих, из которой состояла нью-йоркская арт-школа, то это было ЦРУ.

До сих пор не было никаких доказательств из первых рук, доказывающих, что эта связь была установлена, но впервые бывший офицер по делу, Дональд Джеймсон, нарушил молчание. Да, он говорит, что агентство воспринимало абстрактный экспрессионизм как возможность, и да, оно с этим справилось.



"Что касается абстрактного экспрессионизма, я бы хотел сказать, что ЦРУ придумало его только для того, чтобы увидеть, что случится завтра в Нью-Йорке и в центре Сохо!" - пошутил он. Было признано, что абстрактное самовыражение - это тот вид искусства, благодаря которому социалистический реализм выглядит еще более стилизованным, более жестким и замкнутым, чем он есть на самом деле. И эти постулаты эксплуатировались на некоторых выставках.


"В каком-то смысле нам помогло понимание, потому что Москва в те времена была очень уперта в обличении любого несоответствия своим собственным очень жестким нормам. И поэтому можно было вполне адекватно и точно объяснить, что все, что они так критиковали, и на что накладывали тяжкую лапу так или иначе стоит того, чтобы их поддержать".

Чтобы продолжить свой подпольный интерес к левому авангарду Америки, ЦРУ должно было быть уверено, что его покровительство не может быть засвечено. "Дела подобного рода могли быть сделаны только при двух или трех удалениях, - объяснил г-н Джеймсон, - чтобы не возникало вопроса о необходимости оправдывать Джексона Поллока, например ". Большинство из них были людьми, которые очень мало уважали правительство, в частности, и уж точно никто не уважал ЦРУ". Если бы пришлось использовать людей, которые так или иначе считали себя ближе к Москве, чем к Вашингтону, то, наверное, тем лучше".

Это был "длинный поводок". Центральным элементом кампании ЦРУ стал Конгресс за Культурную Свободу, обширное собрание интеллектуалов, писателей, историков, поэтов и художников, созданное на средства ЦРУ в 1950 году и управляемое агентом ЦРУ. Это был плацдарм, с которого можно было защищать культуру от атак Москвы и ее "собратьев-путешественников" на Западе. В разгар своего расцвета она имела представительства в 35 странах мира и издавала более двух десятков журналов, в том числе и "Встреча".

Конгресс за культурную свободу также дал ЦРУ идеальный фронт для продвижения скрытого интереса к абстрактному экспрессионизму. Он будет официальным спонсором гастрольных выставок; его журналы обеспечат полезную платформу для критиков, благоприятную для новой американской живописи; и никто, включая художников, не будет более мудрым.

Эта организация организовала несколько выставок абстрактного экспрессионизма в 1950-х годах. Одна из самых значительных, "Новая американская живопись", посетила каждый крупный европейский город в 1958-59 годах. Среди других влиятельных выставок - "Современное искусство в США" (1955) и "Шедевры ХХ века" (1952).

Поскольку передвижение и экспонирование абстрактного экспрессионизма было дорогостоящим, были приглашены миллионеры и музеи. Главным из них был Нельсон Рокфеллер, чья мать была соучредительницей Музея современного искусства в Нью-Йорке. Как президент того, что он называл "Музей мамы", Рокфеллер был одним из крупнейших сторонников абстрактного экспрессионизма (который он называл "живописью свободного предпринимательства"). Его музей заключил контракт с Конгрессом за культурную свободу на организацию и кураторство большинства его важных художественных выставок.

Музей также был связан с ЦРУ несколькими другими мостами. Уильям Пейли, президент CBS по радиовещанию и отец-основатель ЦРУ, вошел в состав совета директ
источник
Мальцовская Галерея
оров Международной программы музея. Его председателем был Джон Хей Уитни, который служил в военное время предшественником агентства, ОСС. А Том Брейден, первый начальник отдела международных организаций ЦРУ, был ответственным секретарем музея в 1949 году.

Сейчас, в возрасте восьмидесяти лет, г-н Брейден живет в Вудбридже, штат Вирджиния, в доме, заполненном произведениями абстрактного экспрессионизма и охраняемом огромными эльзасцами. Он объяснил назначение ОВД.

"Мы хотели объединить всех людей, которые были писателями, музыкантами, художниками, чтобы показать, что Запад и Соединенные Штаты были преданы свободе выражения и интеллектуальным достижениям, без каких-либо жестких барьеров в том, что вы должны писать, и что вы должны говорить, и что вы должны делать, и что вы должны рисовать, что было то, что происходило в Советском Союзе". Я думаю, что это было самое важное подразделение, которое было у агентства, и я думаю, что оно сыграло огромную роль в холодной войне".

Он подтвердил, что его подразделение действовало тайно из-за враждебности общества к авангарду: "Очень трудно было заставить Конгресс согласиться с тем, что мы хотели сделать - отправить искусство за границу, отправить симфонии за границу, издавать журналы за границей. Это одна из причин, по которой это нужно было делать тайно. Это должно было быть секретом. Чтобы поощрять открытость, мы должны были быть тайными".

Если это означало играть Папу для Микеланджело этого века, то тем лучше: "Нужен Папа или кто-то с большими деньгами, чтобы признать искусство и поддержать его", - сказал мистер Брейден. "И после многих веков люди говорят: "О, смотрите! Сикстинская капелла, самое красивое творение на Земле!"
Это проблема, с которой цивилизация столкнулась с тех пор, как первый художник и первый миллионер или папа Римский поддержали его. И все же, если бы не мультимиллионеры или папы, у нас не было бы искусства".

Был бы абстрактный экспрессионизм доминирующим художественным движением послевоенных лет без этого покровительства? Ответ, вероятно, да. Точно так же было бы неправильно предположить, что когда вы смотрите на картину Абстрактного Экспрессионизма, вас обманывает ЦРУ.

Но посмотрите, чем закончилось это искусство: в мраморных залах банков, в аэропортах, в мэриях, залах заседаний совета директоров и больших галереях. Для Холодных Воинов, которые их продвигали, эти картины были логотипом, подписью их культуры и системы, которые они хотели выставлять везде, где это считалось. Им это удалось.

В 1958 году в Париже прошла гастрольная выставка "Новая американская живопись", включающая работы Поллока, де Кунинга, Мазервелла и других. Галерея Тейт была заинтересована в том, чтобы она была следующей, но не могла позволить себе привезти ее сюда. В конце концов, американский миллионер и любитель искусства Юлиус Флейшман зашел с деньгами, и шоу было привезено в Лондон.

Деньги, которые Флейшман предоставил, однако, были не его, а ЦРУ. Они поступили через организацию под названием Farfield Foundation, президентом которой был Флейшман, но не являлись благотворительной рукой миллионера, а являлись секретным каналом для средств ЦРУ.

Так что, не рассказывая правды «Тейту», публике или художникам, выставка была перевезена в Лондон за счет американских налогоплательщиков, чтобы служить тонким пропагандистским целям холодной войны. Бывший сотрудник ЦРУ Том Брейден рассказал, как были созданы такие каналы, как фонд Фарфилда. Мы ходили к кому-то в Нью-Йорке, кто был известным богатым человеком, и мы говорили: "Мы хотим создать фонд". Мы говорили ему, что мы пытаемся сделать, и обещали ему хранить это в тайне, и он говорил: "Конечно, я сделаю это", а затем вы публиковали бланк, и его имя было на нем, и фонд существовал. Это было очень простое устройство".

Юлий Флейшман был хорошо подготовлен для такой роли. Он сидел в совете директоров Международной программы Музея современного искусства в Нью-Йорке - так же, как и несколько влиятельных фигур, близких к ЦРУ.


https://www.independent.co.uk/news/world/modern-art-was-cia-weapon-1578808.html
https://www.independent.co.uk/news/world/modern-art-was-cia-weapon-1578808.html
источник
2020 October 12
Мальцовская Галерея
Inka Essenhigh
источник
Мальцовская Галерея
MEL, El Delito de Todos, 1933.
источник
Мальцовская Галерея
Botanist, 1874, Vasily Perov
источник
Мальцовская Галерея
Design for a hatDesign for a hat by Elsa Schiaparelli, 1937.
источник
Мальцовская Галерея
Иван Билибин. Обложка сборника 1907
источник
Мальцовская Галерея
Tarsila do Amaral, 1928
источник
Мальцовская Галерея
Pencils, 1905, Mikhail Vrubel
источник
Мальцовская Галерея
Portrait of Clara Böcklin, 1872, Arnold Bocklin
источник
Мальцовская Галерея
Timothy Cummings
источник