Вообще, наверное, рассказывать о Лукасе Кранахе Старшем – это почти неприлично. Не настолько, чтобы как читать Вознесенского в мегафон на Красной площади, но всё-так, есть в этом что-то такое… Вот все знают его – ну, по крайне мере, все знают его портрет Мартина Лютера (с которым он, кстати, дружил) и, думаю, почти все помнят его «Венеру и Амура», потому что она у нас в Эрмитаже. И, как ни странно, «Юдифь с головой Олоферна», хоть она и в Штутгарте, но там такая запоминающаяся композиция, что её почему-то совершенно невозможно забыть. А вот его «Виноградную Мадонну», которая у нас в Пушкинском, мало кто помнит - тоже хрен знает почему так – вроде бы тоже очень выразительная работа, но вот как-то так получилось. В общем, наверное я не буду о нём какие-то данные приводить. Все правда и так всё знают. Ну, буквально пару слов: родился в 1472 году, в городке Кронах, Верхняя Франкония — умер 16 октября 1553, в Веймаре, немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «Дунайской школы живописи». Выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого, Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации (ну отсюда и друг Лютера). Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
Давайте я просто скажу то, что вы, может быть не знаете. Родился он в Кронахе, но вот точную дату его рождения и фамилию отца, работавшего в Кронахе художником и, бывшим там самым известным из живописцев, исследователям установить не удается. С рождения Кранах носил фамилию Зюндер, но это фамилия матери (другие варианты произношения — Зундер, Зондер), почему отец не разрешил носить ему свою фамилию – тоже загадка. Впоследствии он взял в качестве фамилии название родного городка, звучавшее тогда как Кранах. При этом, предположительно, что изобразительному искусству Кранаха учился у отца. Но, опять-таки, по каким-то смутным слухам и воспоминаниям, в 18 лет отец выставил его из мастерской, а в 21 Лукас был уже в Палестине.
В 1501 году Кранах приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные как «Лукас Кранах». Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Он возглавлял художественную мастерскую, в которой было больше десяти помощников, издавал книги, совмещая эти занятия с книжной торговлей. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Лукас Кранах был сторонником Реформации. Он иллюстрировал протестантские памфлеты, неоднократно писал портреты своего друга Мартина Лютера и финансировал издание Библии, переведённой последним на немецкий язык. И по слухам вообще очень не любил латынь и это тоже как-то связано с его отцом. Но как и почему – никто не знает:-)
https://t.me/malzoffsgallery/53874