Ну да, в Мальцевской галерее вывесили три работы Марии Якунчиковой и говорится, что это к её персоналке в Третьяковке и к осенним торгам русского искусства Кристис 23 ноября 2020 года, где будет продаваться огромное количество ее работ, выставленных ее европейскими наследниками. Да, по этому я хочу рассказать о Марии Васильевне Якунчиковой (хотя, вот странно, она же прожила всего 32 года - а её с 19 лет никто не называл иначе как Мария Васильевна и кстати и успела она очень много). Ну и простите, начну с гадости. Просто года Игорь Валентинович говорит «к выставке Якунчиковой в ГТГ» мне сразу представляется такая спокойная и нежная обстановка, в которой периодически Третьяковка проводит ретроспективы важных для России наших художников, а особенно - женщин. И да, таких изысканных и нежных, как Мария Якунчикова. А вот хрен. Это вторая за 115 лет её выставка. Вторая. О ней и не издавалось почти ничего и не писалось. И её работы в Абрамцево знают только те ученики АХПУ, которые там осели. Есть такой «Абрамцевский клан», в основном бывшие деревянщики и керамисты. Вот они много могут вам рассказать о ней. И то, только потому что участвовали в реставрации её керамики, жили на дачах и пили с Грабарём, который знал всё и про всех. А больше - увы. Ну так как я в Абрамцево вот далеко не чужой человек, то давайте я вам пару слов о ней расскажу. Родилась она в январе 1870 года в немецком городе Висбадене, куда тогда понесло отдыхать семью Якунчиковых. Отец — Василий Иванович Якунчиков, известный русский предприниматель и меценат. А вот мать — Зинаида Николаевна, была урождённая Мамонтова. Да-да, из тех самых Мамонтовых. Которые Николай и Иван. Которые издательства и гниготорговля. Понятно теперь откуда Абрамцево? Ну да, еще с детства увлеклась рисованием, сперва дома, потом поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а потом, как и многие тогда, стала участницей поленовских рисовальных вечеров, которые Василий Поленов с сестрой организовали в своём московском доме. Ну и всё. ей 17 лет, обучение закончилось, она начала писать маслом по дереву на котором сперва выжигала рисунок иглой, в 18 у неё нашли туберкулёз. Поехала во Францию, а летом опять в Россию. В России Мария Васильевна работала в имениях отца, у Мамонтовых в Абрамцево и вблизи Звенигорода. В Абрамцево Якунчикова принимала участие в работе керамической мастерской - и да! Вот! Её панно «Молчание» находилось на въездных воротах завода «Абрамцево» в Бутырках. Дружила с Еленой Поленовой - ну да, сестрой Василия. В 1896 вышла замуж за студента медицинского факультета Сорбонны Леона Вебер-Баулера. В 1898 году у них родился сын Степан. Вот. Тогда её имя называли в числе имен лучших русских художников тех лет. Кроме живописи, она пробовала свои силы в майолике и графике. Цветные офорты художницы, близкие к стилю модерн, были отмечены английским журналом «The Studio», как лучшие в Европе. Мария Васильевна приняла активное участие в устройстве Кустарного отдела русского павильона Всемирной выставки 1900 года в Париже. На этой выставке экспонировались огромное панно Якунчиковой «Девочка и леший» (3х3,6 м), выполненное в технике вышивки и аппликации. В 1900 году у двухлетнего сына Якунчиковой обнаруживают туберкулёз пальца. Сына удалось спасти, но её туберкулёзный процесс открылся. Рождение в апреле 1901 года второго сына окончательно там что-то у неё подорвало. Муж перевёз семью сначала в Шамони, а затем в Швейцарию, где в Шен-Буржери был куплен дом. Там она 14 (27) декабря 1902 года и умерла. В петербургском журнале «Мир искусства» в 12-м номере за 1902 год был опубликован некролог, написанный главным редактором журнала Сергеем Павловичем Дягилевым (да, тем самым). Наследие художницы разделено между Россией и Швейцарией. В России картины Якунчиковой хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-усадьбе В. Д. Поленова. Значительная часть её произведений находится в частных коллекциях наследников семьи Вебер в Швейцарии. И вот наконец, пришел тот час, когда они решили большую из них продать.
https://t.me/malzoffsgallery/54417