Назаре́йцы или назаре́и (нем. Nazarener), официально «Союз святого Луки» (нем. Lukasbund) — группировка немецких и австрийских художников-романтиков XIX века, пытавшихся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса[1]. Известны полотнами на христианские, исторические или аллегорические сюжеты, стилизованными под итальянское искусство XV века. Официальным самоназванием группы было «Союз святого Луки», что является вполне традиционным — Святой Лука являлся покровителем гильдий художников со времен Средних веков, и подобные гильдейские союзы часто носили это имя. Но в историю вошёл термин «назарейцы», изначально образованный от топонима — легендарного места рождения Иисуса, города Назарета, либо же от названия древнееврейских назореев, известных своей праведностью. Это прозвище дали членам Союза во время их жизни в пустом монастыре в Риме. Само полуироничное наименование, по некоторым указаниям, произошло от «alla nazarena» — традиционного названия прически с длинными волосами, известной по автопортретам Дюрера и вновь введенной в моду Овербеком, дано оно было немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом[2] (вариант — художником Кохом. После поражения при Йене и Ауэрштедте (1806) последнее и самое крупное из немецких государств, Пруссия, оказалась разгромлена Наполеоном, и под его властью очутилась вся Германия. Порабощение родины оказывало влияние на умонастроения образованных немцев, порождая в них эскапизм и внимание к прошлому[4].
С 1810 года группа немецких художников, заразившихся этим чувством, заняла упразднённый наполеоновскими властями и поэтому пустовавший монастырь ирландских францисканцев Сант-Исидоро на холме Пинчио в Риме (осн. в XVI в.) и начала жить по образцу средневековых религиозных общин. Это были ученики Венской академии художеств, которые организовали первое в художественной истории XIX века выступление против академической живописи. Оно представляло собой реакцию на классицизм Винкельмана и академизм Фюгера.
Объединение началось ещё до этого, со знакомства Овербека и Франца Пфорра, учеников профессора Фюгера. Репродукции итальянской живописи в «Истории итальянской живописи» братьев Рипенхаузен (изд. 1805) открыло им новые визуальные горизонты. Изучение итальянских примитивистов изменило их манеру письма, технику рисунка и тематику. Вскоре они познакомились с Эберхардом Вахтером, уроженцем Швабии, который в Париже был учеником Реньо, а в Риме поддержал молодых художников. Летом 1808 года к двум друзьям присоединились ещё четыре студента — швейцарцы Людвиг Фогель и Иоган Конрад Готтингер, австриец Йозеф Зюттер и шваб Йозеф Винтергерст, которые принялись работать вместе над картинами в «новой манере».
10 июля 1809, в годовщину первой встречи, они поклялись хранить верность истине, возрождать пришедшее в упадок искусство и бороться против академической манеры письма. Свой союз они назвали именем средневекового патрона живописцев, апостола Луки. Овербек нарисовал эмблему, которую с той поры они ставили на оборот своих холстов: Лука под аркой, арки с буквами HWP-OVS (первые буквы фамилий шести художников, членов Союза), в двух верхних углах шпага и факел истины, посередине, наверху, большая буква «W», обозначающая «Wahrheit» («правда»), внизу дата 10 июля 1809[3].
Наконец, в 1810 году Овербека исключили из Венской академии «за неспособность». После этого он вместе с Пфорром, Зуттером, Готтингером и Фогелем отправились в Италию и прибыли в занятый наполеоновскими войсками Рим 20 июня 1810. Там они обосновались в здании монастыря Сан-Исидоро с помощью директора Французской Академии в Риме, затем к ним примкнули другие немецкие живописцы.