
"Никогда уже не будет как было"
"Будет точно так как было"
Две партии акцентуированных на пределе какого-то из страхов граждан любую тему превратят в срач между собой.
COVID здорового человека закончится ни там, ни там - а где-то между, а ещё точнее - вовне этого всего.
Давайте понаблюдаем за первыми приметами нового мира в недвижимости.
Успешные форматы:
1. Розничные склады для хранения личных вещей, офисной и квартирной мебели, организации переездов - ожидаемо "попёрли" в пандемию.
Надо отметить, что тренд на трансформацию и антихрупкость в недвиге предполагает, что такие (перевалочные) базы будут оставаться в фаворе.
2. Попёрла загородная элитка. Тут смешалось несколько трендов, но снова следует отметить, что часть из них точно устойчива. Во-первых, часть народа "свалила за город". Там, в частности, удобнее и переговоры по сложным вопросам проводить - в чистом поле, например (не шутка, новый формат. Осваивайте). Во-вторых, стало труднее экспортировать трудовые нетрудовые доходы (коррупционную маржу). И её традиционно инвестируют в недвижимость. И, наконец, выросла сама маржа: кому карантин. а кому - мать родна. Тендеры без конкурентов на ремонты в Москве. Выборные деньги. Всё впрок, всё - в недвигу.
3. Доставка конечно. Вот, с мест рапортуют - "5,5 миллионов заказов выполнил Delivery Club в мае и успел подключить 4 тысячи новых ресторанов за последние три месяца". (Маркетолог Семён Ефимов сообщает).
Проваливающиеся форматы:
1. Уже более двух лет пишу, что ТРЦ - всё, аудитория упорно не верит. Обычный формат офлайн-торговли в виде мест развлечения и покупок исчезает сразу по нескольким причинам. Обрушена красота потреблядской экономики. Упали доходы населения, - а что ещё более важно, - они продолжают расслаиваться. Богатые ещё больше богатеют (и для них нужен иной сервис в покупках), бедные продолжают беднеть (что тоже потащит за собой смену привычного формата).
Ковидные правила, часть из которых станет постоянными, прибьют его дополнительно:
👉требование социальной дистанции будет убивать трафик
👉отсутствие толпы снизит потребителький раж и настрой на покупки
В Москве открылись ТРЦ. Первые итоги безрадостны: без зон отдыха, ресторанов, детских площадок и увеселений ТРЦ никому не нужны: трафик составил от докризисного от 30 до максимум 50% (и это на фоне того, что они были закрыты два месяца).
2. Бравурные реляции девелоперов жилой недвижимости, перешедших в онлайн и заметивших некоторый (хотя и кратковременный) рост интереса к жилью в пандемию перешли уже в трудно скрываемую тревогу. Вообще, не нужно быть Нострадамусом, чтобы предположить спад активности на рынке жилья вследствие резкого ухудшения экономики. Люди увольняются. Люди получают меньше ЗП. Люди вообще не знают, сколько они будут зарабатывать - откуда тогда спрос на жильё-то? Хотя риелторы и девелоперы продолжают пытаться делать вид, что ничего страшного не произошло. При том, что многие из них уже демонстрируют последний рубеж обороны, субсидируя ставку по ипотеке до ноля процентов, например. Уже сейчас ясно, что год будет провальным для жилья. Упадут и арендные ставки, и стоимость квадрата.
Этому поможет и тренд на отъезд из мегаполисов.