Несколько мыслей про Серебренникова:
1) Это дело началось в тот момент, когда Серебренников получил театр. Сначала были жалобы, угрозы и письма в инстанции, потом (мало кто об этом помнит уже) Малобродского ударили в подворотне кирпичом по голове, в какой-то момент жалобам был дан ход, и вот так, медленно и неостановимо, дело докатилось до сегодняшней точки. То, что Кирилл получил деньги на театр, больше всего не нравилось тем, кто получал деньги на театр — вернее, на поддержание жизни полумертвой, никому не интересной труппы – до него.
2) Искать в этом деле логику и рациональные мотивы бессмысленно. За четыре года это дело подталкивали (или не останавливали, хотя могли) десятки людей, и у каждого были свои резоны — кому-то хотелось получить звездочку на погоны, кому-то припугнуть театральное сообщество, кто-то держал в голове зачистку либеральных культурных элит и дальнейшее разведение на этом месте патриотических, кого-то просто Кирилл раздражал. Как в эпилоге “Войны и мира”, множество частных интересов сложились в единый вектор.
3) Почему все обставлено с такой демонстративной жестокостью — обыски в театре с ОМОНом, задержание в Питере с девятичасовым ночным этапированием, решетки, конвоиры — потому что резонансное дело должно быть резонансным. Силовики умеют подать себя в пространстве медиа не хуже, чем режиссеры.
4) Обсуждать талант и способности Серебренникова в связи с его задержанием бессмысленно, хороший он режиссер или плохой — это к уголовному делу отношения не имеет. Но и говорить, мол, уберут этого, будет другой — это совсем слепота. У Кирилла бывают хорошие спектакли или не очень, но Кирилл это всегда мотор, он способен заводить людей, заряжать их энергией, давать силы делать из ничего что-то. Именно здесь его главный талант, таких людей мало. Посмотрите, как защищают его актеры – это же не просто потому, что он по должности худрук.
5) То, насколько критики Серебренникова зациклены на голых жопах как якобы главном формообразующем факторе его творчества, многое говорит о самих критиках, и совсем ничего о режиссере (про которого критики, судя по этим комментариям, просто ничего не знают).
6) Те, кто пишут сегодня — мол, знаем мы этих деятелей культуры, завтра опять побегут лизать жопу Путину — по-моему, заблуждаются. Вряд ли можно ожидать коллективного бойкота или полного разрыва отношений с государством, к которому призывает Иван Вырыпаев, но для многих это серьезное потрясение и веский повод пересмотреть взгляды на нынешнее начальство. Каждый сделает выводы сам, но есть ощущение, что с Путиным в ближайшей перспективе остаются Кобзон, Говорухин и братья Михалковы; впрочем, непонятно, зачем ему в президентской кампании нужны даже эти четверо.
7) Не бывало еще такого, чтобы силовики завели дело, да еще с таким шумом и треском, а потом извинились и всех отпустили. Подозреваю, лучшее, на что можно надеяться — это условные сроки, боюсь, что кого-то посадят.
8) Обсуждение дела Серебренникова в фейсбуке говорит о том, что в обществе существует дикий разлом — и не по линии “богатые-бедные”, “Москва-провинция” или “патриоты-либералы”. Не могу точно определить эту линию конфликта, но он подозрительно напоминает давний фейсбучный срач про “Титаник”; пожалуй, это похоже на раскол между пассажирами первого и третьего класса (которые к тому же мучительно пытаются понять, чем эта принадлежность определяется).
9) Свободу Кириллу Серебренникову, Алексею Малобродскому, Федору Итину и Нине Масляевой.