
Великая Отечественная, напротив, велась против внешнего врага, чья агрессивная сущность не вызывает сомнений у подавляющего большинства комментаторов. Потенциально «острые» вопросы, типа коллаборационизма, находятся на периферии обсуждения, не провоцируя масштабную общественную дискуссию. Ключевой же спор в последнее время ведется на другую тему: он касается не войны как таковой, а отношения к памяти о ней. В центре внимания спорщиков не то, «что было», а то «как правильно помнить» события того времени.
Это может показаться странным: вроде бы, все понятно с детства, о чем тут вообще можно говорить? Оказывается, много о чем. Память о войне и Победа – это не просто составная часть культурного кода народа России, это еще и одна из основ текущего положения нашей страны в мире. Российский геополитический статус определяется не столько масштабами и богатством, но и способностью влиять на мировую обстановку. И в истории ХХ века сложно найти события, в которых эта способность проявилась бы более наглядно, чем в крупнейшем вооруженном конфликте в истории человечества.
Память о Победе, оценка ее значения – не абстрактный научный вопрос, а злободневная проблема. В том числе для тех, кого не устраивает роль, которую Россия играет в мире, и кто хотел бы довести до конца дезинтеграционные процессы, по итогам которых наша страна уже утратила значительную долю своего населения, территории и ресурсов, и которые удалось остановить лишь колоссальными усилиями. И одно из ключевых направлений их подрывной деятельности – маргинализация дискуссии о Победе.
Задача заключается в том, чтобы вывести споры о ней на уровень, неприемлемый для значительной части публики, представляя вопросы исторической памяти в виде смеси устаревших сказок и грубой пропаганды, якобы искусственно навязываемой государством и не имеющей никакого практического значения сегодня. Конечный результат, к которому стремятся организаторы – утрата нами Победы в смысле разрыва ментальной, духовной связи между воинами и тружениками тыла 1941-1945-х годов, и современными гражданами России. А если это случится, если на смену памяти и гордости придут забвение и равнодушный цинизм, то не за горами будет и утрата того положения, которое по праву принадлежит России в современном мире. Ради чего, собственно говоря, этот процесс и был запущен.
Задумывайтесь об этом каждый раз, когда на ваших глазах разворачивается спор о Победе, одна из сторон которого явно представляет чьи-то чужие интересы. Например, такой спор, который мы все могли наблюдать 2 февраля в репортажах из зала Бабушкинского суда Москвы.






