В свежей книжке турецко-американского экономиста Дэни Родрика "Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики" описана краткая экономическая история человечества:
Сначала было сельское хозяйство. Жизнь у подавляющего большинства населения в аграрной экономике была незавидная — многие были рабами или крепостными, а кто не был — трудились на выживание, и у всех немногочисленные феодалы и вожди забирали большую часть натруженного.
Потом была промышленная революция. В ходе массовой миграции крестьян в города и перехода рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность продуктивность труда резко возросла — и уровень жизни тоже.
Не сразу — в начале промышленной революции, по некоторым подсчётам, из-за тяжёлых условий труда на мануфактурах и маленьких зарплат в среднем качество жизни рабочего класса было даже хуже, чем у крестьян.
За счёт особенностей заводского труда — концентрации множества людей в одном месте и высокого уровня организации, рабочий класс смог начать скоординировано отстаивать свои права, организовываться в профсоюзы, и добиваться лучших условий. Капиталисты-собственники шли на уступки.
Этой динамике обязаны своим уровнем жизни современные индустриализированные страны. Все масштабные "экономические чудеса", вроде историй успеха азиатских стран — Японии, Южной Кореи, теперь КНР, тоже произошли за счёт перехода населения из сельского хозяйства в промышленность. Этот же механизм отвечал за экономический рост в СССР, начиная с ранней индустриализации и Сталина.
В период после второй мировой динамика в развитых странах поменялась — люди начали переходить на работу в "сектор услуг". Это плохо отразилось на экономике — если в промышленности можно занять даже людей с относительно низким уровнем образования, и добиваться постоянного роста продуктивности — грубо, повышения уровня выпуска при тех же вводных, — то в сервисном секторе это так не работает.
Например в Индии уже какое-то время неплохо развит айти-сектор — но экономические успехи там относительно скромные. Индия ещё далеко по уровню развития от Китая, и тем более развитых стран. В айти занята лишь небольшая часть населения. Никакого "экономического чуда" сервисный сектор там не создал.
При переходе на сервисную модель экономики в населении стран выделяется две группы людей — с высоким уровнем образования и "человеческого капитала", и без. Первые находят себе неплохие должности и реализуются на работе лучше, чем они могли бы реализоваться в промышленности, а вторые прозябают на прекарных должностях без социальных гарантий и с мизерным заработком.
В итоге получается то, что получается — мир айтишников в уютных коворкингах и курьеров в цветных куртках на улице. Экономический рост замедляется как в развитых, так и в развивающихся странах (где население так же активно переходит в услуги, иногда даже обратно из промышленности), а уровни продуктивности труда стагнируют. И пока решение этой проблемы в масштабе не реализовано ещё нигде.
Валентин ЕрохинКупить книгу:
https://www.litres.ru/52196686/?lfrom=139568512