Примеры уже были - черные точки и морщины. Но, я так понимаю, у тебя другое мнение по этому вопросу. Может быть, у тебя другие примеры. Как ты считаешь, бывают у людей в головах комплексы, которых могло не быть, если бы их не занесли извне? Выгодно ли производителям косметики, чтобы они там и оставались, потому что на них можно заработать?
Конечно, идеи в головы не обязательно заносит именно реклама. Но я в этом плане думаю о рынке как о составляющей общества.
Я наблюдаю за своими коллегами, которые не могут сесть пожрать, чтобы не вспомнить, что им надо худеть. И они вечно "худеют", то голодают, то едят что-то странное (хорошо, если безвредное), планируют сложные диеты, срываются, постоянно говорят о еде, ругают бодипозитивщиц, красочно осуждают толстых. И вес - только один из примеров их недовольства внешностью. Я не верю, что это все само появилось в их головах из ниоткуда, и знаю, что они совсем не поверхностные дурочки. Вот смотрю и думаю, сколько на это уходит энергии, насколько поглощает мысли, и сколько всего могло пойти по-другому, если бы они направили эту энергию на что-то, чего им реально хочется. Нет, я не думаю, что у меня есть какое-то право судить, на что им лучше тратить свои ресурсы :) Но его нет и у тех, кто внушил им что с ними столько всего не так, и что человек заслуживает, чтобы его гнобили, если не запарился и не сбросил вес, чего бы ему это ни стоило.