Тем временем, до всё большего числа людей доходит, что мигранты не нужны, более того, прямой и косвенный вред, который они наносят экономике пока еще ни кто серьезно не оценивал:
Три самые многочисленные трудовые группы в России:
- водители и машинисты подвижного состава – 6,9 млн. человек, или 9,5% совокупной численности занятых в экономике;
- продавцы – 4,9 млн. (6,8%);
- неквалифицированные рабочие – 7 млн. (9,6%).
ИПН РАН в своём исследовании «Трансформация структуры экономики: механизмы и управление» делает вывод:
«В сумме три перечисленные категории работников составляют 18,8 млн. человек, или 25,9% численности занятых в экономике. По меркам большей части европейских стран, она остаётся очень высокой. Для сравнения: в Германии эта доля – 18,8%, во Франции – 19,8%, в Англии – 18,5%, в Польше – 20,7%, в Чехии – 18,5%. Если бы в российской статистике, так же как и в европейской, учитывались трудовые мигранты (а в России мигранты в основном заняты именно в этих трёх трудовых группах), то и без того значительный разрыв стал бы просто колоссальным».
Вывод из этих цифр:
- В России есть огромный потенциал для роста производительности труда – замена этих низкотехнологичных рабочих мест автоматизаций (особенно в сфере торговли и низкоквалифицированного труда).
- Приток мигрантов, направляющихся в эти три сферы труда, не нужен – так как здесь уже концентрируется избыточная трудовая масса.
- Сетования экспертов и даже части властей о неизбежном сокращении трудоспособного населения в России не обоснованы – в стране при увеличении производительности труда и автоматизации дефицита трудовых ресурсов в обозримой перспективе не будет.