
Всем известно насколько тяжело и сложно Россия продвигалась на юго-восток. По настоящему мы овладели каспийским побережьем, только тогда, когда во второй половине ХIХ века покончили с Хивой и Бухарой. В одном ряду с походами закончившимися положительно, есть и ряд провальных экспедиций, о двух из них я вам сейчас и поведаю, интересно, что исследователи не просто их сравнивают, а ставят знак тождества между ними - вы поймете почему:
- Хивинский поход 1717 года, это интересная история петровского периода, о деталях вы можете почитать даже в википедии, но нас интересует прежде всего то, что углубляясь в территорию Хивы и победив в первом сражении, русские заключили мир с хивинцами, но поверив хивинскому хану руководитель похода Бекович разделил оставшихся с ним людей на 5 групп, что в итоге и определило и его и их судьбу. Сам Бекович был заколот во время банкета, а его голову отправили бухарскому хану в дар.
- вторая история схожего типа произошла уже в 1870 году, когда одно из племен младшего Жуза подняло восстание и подполковник Рукин отправился их усмирять. Дело закончилось постоянными стычками, в которых небольшой русский отряд уменьшался от постоянных атак превосходящего противника. В итоге Рукин поверил добрым намерениям одного из лидеров восставших Тленбаева, который уговорил его сложить оружие несмотря на сопротивление этому "договору" казаков. Казаки были пленены, а Рукин застрелился. Его скальп был отправлен казахами хивинскому хану в качестве подарка.
Аналогия между двумя историями видится прямая. По какой-то непонятной причине, русские офицеры верят на слово людям, которые режут головы у трупов и практикуют рабовладение. Но интересно, что даже несмотря на временной промежуток между этими случаями, русское общество помнило о каждом из них. Так генерал-адъютант Скобелев писал полковнику Арцишевскому. 22 января 1881 под Асхабадом: "При всём том, как бы небосклон не представлялся безнадёжно радужным, тем крепче держите камень за пазухой. Помните князя Бековича-Черкаского, подполковника Рукина".
А в 1873 году, когда генерал-губернатор Туркестанского края Кауфман приказал генерал-майору Головачёву совершить карательный рейд по туркменам это воспринялось в России в том числе как месть за Бековича. А ведь прошло более 150 лет!
Память о таких событиях - как вероломных, так и геройских составляют основу идентификации человека, который осознает принадлежность к своей нации.