The Verge рассказывает
историю стартапа
IdealFuture, который в 2014 году обещал выпустить уникальный гибрид компьютера и смартфона Dragonfly Futurefön, а в прошлом году привлек внимание ФБР. В июне создателя компании Джеффа Батио
признали виновным в мошенничестве, ему может грозить пожизненное заключение.
История IdealFuture напоминает скандальную историю Theranos и в целом отражает культуру многих стартапов из Кремниевой долины. В наличии:
- амбициозный лидер, который называет себя “динамическим футурологом”, потому что "помогает вершить будущее”;
- грамотный пиар и публикации в крупных СМИ;
- умение вводить инвесторов в заблуждение;
- “революционный” продукт, который “изменит жизнь миллионов”. IdealFuture, например, приравнивали по степени влияния к Розе Паркс и протестующим на площади Тяньаньмэнь.
Создатель IdealFuture еще в 2003 году начал анонсировать грандиозные продукты, которые существовали только в формате макетов или недоработанных прототипов. Ни одно устройство так и не дошло до стадии серийного производства.
Первые проекты Батио привлекли более $5 млн, но провалились – инвесторы остались ни с чем. Это не помешало ему в 2014 успешно завершить
кампанию на Indiegogo и собрать $725 тыс.
В тот период наступили золотые времена краудфандинга – Facebook купила Oculus Rift после успешной кампании, Pebble удалось выпустить крутой продукт после сбора средств на Kickstarter. Тогда даже создатели гарнитуры для чтения мыслей собак (!) могли привлечь несколько десятков тысяч долларов.
В случае с Futurefön все изначально понимали, что на разработку продукта уйдут годы и миллионы долларов. Инженерная задача была сопоставима с разработкой Tesla или айпэда, при этом создатели поставили цель собрать всего $10 тыс.
Батио, разумеется, вину не признал и обвинил суд в “криминализации провала” – интересный термин, который наверняка возьмут на заметку другие создатели кампаний на Indiegogo и Kickstarter.
В завершение, полезная
формула, которая поможет распознать потенциально мошеннический продукт на краудфандинговых платформах:
Higher Product Complexity = Higher Product Development Costs
More Product Features = More Things That Can Go Wrong
∴ Complex and Feature-Rich Products Are Very, Very Expensive To Make