-‒ «Российские власти рассматривают интернет как мощное отягчающее обстоятельство», — писали Вы в одной из статей. А почему у власти еще и страх интернета? Вопрос может показаться банальным, но с другой стороны, диванные критики зачастую только диванные критики, чего их бояться, казалось бы?
- Люди, которые занимаются контролем, родились в доинтернетную эпоху. Они вообще плохо понимают, что такое саморегулирование. Например, у «Википедии» нет главного редактора, нет редакционного совета — никто не определяет, что писать. А чиновники не понимают, что такое сетевые горизонтальные структуры без руководителя. Они родились в 50-е и прожили большую жизнь без интернета, у них черно-белые представления о мире вообще. Интернет — загадочная штука. Путин им не пользуется и слабо представляет, что это такое. «Зачем мне Facebook, когда есть ФСБук». И вот эти люди принимают решения. Какое поколение у власти, такие и решения. Даже не в возрастном смысле, а мировоззренческом. Есть и молодые люди, но они ведут себя так же.
-‒ В будущем это поменяется?
- Думаю, это неизбежно. Но не уверен, что ваши внуки смогут застать это. Впрочем, все может измениться и в ближайшее время. Проблема, однако, в том, что мы смотрим на иных депутатов и думаем, что они дебилы, и так уже лет двадцать. За это время сменилась пара поколений. Откуда-то берутся новые молодые, которые в той же самой системе ценностей воспитаны, несмотря на то что вся их жизнь прошла с интернетом. Тем не менее среда, видимо, определяет сознание.
-‒ Получается также, что система не может генерировать другие модели.
Да.