Месяц истины
Давайте поговорим про общенародное голосование по одобрению поправок в Конституцию РФ. Какая интересная формулировка «одобрение поправок», дающее поле для широкого толкования. Например, что будет, если население «не одобрит поправки», а ведь обе палаты Федерального Собрания проголосовали положительно? Рассудит ли Конституционный Суд?
Самое важное – это определение даты общенародного голосования: 1 июля. Конечно, на совещании президента России Владимира Путина с руководством ЦИК, в лице Эллы Панфиловой, и членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию нужность назначения на 1 июля было обосновано с разных сторон. Другое дело, как это будет толковаться. А толковаться будет так: к 1 июля коронавирусная инфекция должна быть побеждена, чтобы минимизировать возможный ущерб от столь массового мероприятия. В свете того, что количество заболевших по стране продолжает балансировать в промежутке между 8-9 тысячами ежедневно, причем прирост идет за счет регионов, в то время как в Москве ситуация улучшается, срок в месяц для победы над COVID-19 кажется очень небольшим. И здесь, губернаторы будут поставлены в крайне неприятное положение: или мобилизовать все ресурсы, включить максимальный карантин, тестировать всех жителей и лечить с удвоенной силой тех, кто заболел или подотпустить ситуации и устраивать махинации с цифрами. В первом случае может не хватить материальных и физических ресурсов, во втором, если население узнает, что его дурачат – жди роста протестного потенциала. Разумеется, в случае провала, что в первом, что во втором, что в принципе, не победив «корону», будет однозначная отставка.
Ладно, месяц на коронавирус – это только часть проблемы, которая в случае неуспеха обрушит и без того невысокий рейтинг популярности президента Путина. Новомодные тенденции в голосовании способны смутить даже самых яростных «ура-патриотов». Семь дней на голосование, возможности установки участка на улицах, надомное голосование в масках и бюллетень только по подписи от избирателя – любители фальсификаций и вбрасывания в урны, наверное, плачут от счастья. Простор махинаций будет совсем бескрайним, учитывая, что наблюдателей наберут из Общественной Палаты. Не из «Голоса» или аналогичной организации, зарекомендовавшей себя как защитника гражданских избирательных прав.
Эти два фактора способны отбить всякое желание по участию в выражении своего избирательного права и больше не доверять президенту. Почему глава государства так упорно хочет получить обновленную Конституцию как можно скорее – вопрос на миллион долларов. Не считаться с этими рисками, не видеть угрозы для населения и экономического благополучия ради фактического признания уже принятых поправок – очень недальновидно.