VG
По крови Пальме аристократ, потомок короля Фредерика I и русских дворян, чей прадед был сенатором в имперской России. Но в отличии от наших хрустящих булками скороспелых бар, Улоф был фанатичный социалист – причем он утверждал, что таковым его сделала Америка, где молодой швед получал образование.
Худощавый потомок лютеран и дворян был аскетом, гуманистом и врагом реакции. Взлетев по карьерной лестнице на пост главы правящей Социал-демократической партии, он объявил настоящую войну дворцам: лишил короля даже формальной политической власти, ввел одни из самых высоких налогов в мире, реформировал здравоохранение, поднял пенсии и выплаты беременным, больным, безработным. Именно при нем знаменитый «скандинавский социализм» достиг своего пика – на собранные с корпораций и богачей налоги Пальме создал развитую систему социальной защиты, окутывающую человека с рождения и до самой смерти.
Нельзя отрицать, что его бескомпромиссный социализм был серьезной ношей для шведского бизнеса. Его радикальные взгляды на экологию в итоге сделали Швецию зависимой от атомной энергии. Но главное – Пальме активно подозревали в просоветских настроениях. На родине радикального политика любили далеко не все – на его счету первые за 40 лет проигранные выборы соцдемов, практически никогда не отпускавших бразды власти. Потом Пальме таки вновь победил и стал премьером. А потом был убит выстрелом в спину.
Убийство национального лидера в одной из самых мирных и спокойных стран мира – последний раз главу шведского государства убивали за 200 лет до трагической февральской ночи 1986 года – шокировало весь мир не меньше расстрела президента Кеннеди. Швеция страна маленькая но Пальме активно участвовал во внешней политике, объездил всю Африку, стал первым западным лидером посетившим Кубу, а через три дня должен был летать в Москву. Не долетел – аскета убили вечером в самом центре мирного Стокгольма, когда он с женой возвращался и кинотеатра домой. Естественно без охраны: Улоф часто общался с согражданами прямо на улице, участвовал в антивоенных демонстрациях, ходил в магазин.
Обстоятельства его смерти своей таинственностью и многослойностью схожи с гибелью Кеннеди, на десятилетия ставшей одной из главных тайн западной политики. Подробнее о версиях читайте на нашем патреоне – киллеров искали среди анархистов, фашистов, спецслужбистов, бандитов и богатейших бизнесменов.
Сегодня власти поставили точку в официальном расследовании, выбрав одну из десятков версий – премьера Пальме якобы застрелил Стиг Энгстрем, работавший в компании «Скандия» чей офис располагался прямо напротив место убийства. Стиг покончил с собой в 2000 году. Он был одним из главных свидетелей(всего было опрошено более тысячи человек) и популярным участником передач о расследовании убийства. Версия крайне удобная – предполагаемый убийцы был маленьким человеком, графическим дизайнеров не добившихся в жизни никаких успехов кроме двух разводов. Он не был связан ни с какими политическими силами или корпорациями, а значит с его смертью обрываются любые нити к возможным заказчикам.
Зачем ему было убивать премьера? Якобы маленький человек за что-то разозлился на большого и успешного, случайно увидел того на улице и «поддался порыву». Думаете, реалистично? Сами шведы считают, что совсем нет. Это не конец. Это даже не начало конца. Но это возможно конец начала, – с типичной скандинавской иронией комментирует дело редактор крупнейшей шведской газеты Dagens Nyheter Каспар Опиц и с ним трудно не согласиться.
Реб Йесод