Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ продемонстрировало несколько иную географию электорального протеста, нежели ту, на которую рассчитывали эксперты и политики.
Вопреки
данным экзит-полов Каца, Гудкова, «Яблока», ОР (это там, в частности, было про 63% «Нет» в Санкт-Петербурге и 55% «Нет» в Москве) регионами-лидерами по числу отвергнувших путинские поправки
стали:
Ненецкий АО - 55,25% (
единственный регион, где «Нет» перевесило «Да»),
Якутия - 40,65%,
Камчатский край - 37,16%,
Байконур - 37%,
Омская область - 36,66%,
Хабаровский край - 36,64%,
Магаданская область - 36,62%,
Мурманская область - 36,33%,
Иркутская область - 34,84%,
Томская область - 34,09%,
Москва - 33,98%,
Республика Коми - 33,94%,
Архангельская область - 33,38%,
Свердловская область - 32,94%,
Республика Алтай - 32,83%,
Новосибирская область - 31,3%,
Костромская область - 31,19%,
Ярославская область - 30,84%,
территория за пределами РФ - 30,17%,
Удмуртская Республика - 30,1%,
Ханты-Мансийский АО - 30,05%.
Аналогично во Владимирской области при общем протестном результате в 28,2% выделилась вовсе не столица региона, а следующие
муниципалитеты:
Ковров - 34,22%,
Кольчугинский район - 34,06%,
Меленковский район - 33,23%,
ЗАТО г. Радужный - 33,17%,
Судогодский район - 32,52%,
Селивановский район - 32,49%,
Суздальский район - 31,05%,
г. Гусь-Хрустальный - 30,13%.
Большинство перечисленных территорий в ходе федеральных выборов никогда не характеризовались в качестве смутьянов.
Федеральный уровень голосования стоит подчеркнуть, потому как выступления против вконец обнаглевших «единороссов» чаще всего происходит на региональных и муниципальных выборах, причем по принципу «Путин - хороший, губернатор (мэр) - плохой».
Что же сейчас произошло? Лояльные Путину граждане стали меньше его любить? Произошел перелом в верноподданническом мышлении жителей сёл и малых городов?
Такие выводы были бы чересчур поспешны и оптимистичны. Хотя бы потому, что правосознание, уважение к какому-либо закону у нас в России не принято, чтобы из-за каких-то конституционных «закорючек» так переживать.
Поворотным моментом стало снижение уровня жизни во время распространения коронавируса, хорошо ощущаемое и осязаемое неумение и нежелание путинской вертикали власти помочь согражданам в трудные для них месяцы.
Ключевое - ощущение брошенности, ненужности. «А раз мы не нужны тебе, то мы покажем фигу тебе!» - вот квинтэссенция карты обнулительного протеста. Как по стране в целом, так и по Владимирской области.
«Нет» - это не отправка Путина «на небо за звёздочкой», а сигнал SOS, крик Робинзона, чтобы его подобрали с острова, желание обратить на себя внимание.
Русские Север, Сибирь и Дальний Восток сильно пострадали от коронакризиса, неформальная экономика всё меньше спасает, поэтому возросло раздражение по поводу жирующей Москвы и своего существования на отшибе жизни.
На обстановку в Архангельской области и Коми оказал значительное влияние Шиес. Судогодский район и Радужный во Владимирской области - отголоски протеста против планов по прокладке трассы М-12 по сельским населенным пунктам или вблизи них.
Следует также выделить регионы, чьи элиты и националистические круги привыкли жить в тепличных условиях, несколько в отрыве бед и забот остальной страны. Отсюда мотив голосовать «Нет» в Ненецком АО (который хотели объединить с Архангельской областью), Якутии, на Алтае. Глубоко вникнувших в текст поправок в той же Якутии коробил язык государствообразующего народа, подогревший страх, что республики вообще отменят, тогда с их особостью будет покончено.