Президент РФ в недавнем интервью на вопрос о кумире своей юности ответил, что старался равняться на
Рихарда Зорге, советского разведчика немецкого происхождения, успешно работавшего в Японии, но разоблачённого врагами и казнённого в Токио 7 ноября 1944 года.
Когда интервьюер задал такой вопрос, то подумалось, что президент ответит про известного всей стране Штирлица, исполнителя роли которого ныне покойного
Вячеслава Тихонова он даже однажды приглашал в свой узкий круг по случаю юбилея народного артиста. Конечно, назвать Штирлица в качестве ориентира в сегодняшней ситуации было бы логичнее, потому что, согласно роману
Юлиана Семёнова, у этого советского разведчика, действовавшего во враждебном окружении и в неблагоприятных обстоятельствах, в конце концов, несмотря на многочисленные перипетии, всё складывалось удачно, ему удавалось переигрывать оппонентов, невредимым и с пользой для Родины выходить из самых сложных положений и выживать по приказу.
В отличие от выдуманного Штирлица-Исаева настоящий разведчик Рихард Зорге, хоть и действовал столь же дерзко и эффективно, однако в итоге по воле случая его ждал провал и мученическая гибель на плахе. Президент, конечно, давно переосмыслил разницу между Штирлицем, который был только на грани провала, и Зорге, который пережил реальный провал, то есть хоть и выполнил важное задание, но не смог уберечься сам и спасти свою агентуру для продолжения работы на своём участке незримого фронта.
Конечно, выбор президента в пользу Зорге был осмысленным как сигнал, который он посылал из этой важной части интервью стране и миру.
Мастер пера
на «Октагоне».