Многие сейчас задаются вопросом: что послужило причиной развала сделки Яндекса с Тиньковым? Мы решили приоткрыть занавес на то, что могло происходить на самом деле.
Недавно в интервью Форбс президент Сбера Герман Оскарович Греф заявил, что он страшно расстроен провалом сделки, в результате которой он бы получил сильного для себя конкурента, что было бы хорошо для развития экономики.
Само по себе это заявление было странно, т.к. всем давно известно, что Греф боится конкуренции, как чёрт ладана, и старается подрезать крылышки всем возможным конкурентам ещё до их первого взлёта.
Вообще, надо сказать, что Сбербанк – уникальнейшее в мире финансовое учреждение, потому что ни в одной другой стране регулятор не допустил бы такой концентрации бизнеса в руках одной компании. При этом такое эксклюзивное положение Сбера - далеко не заслуга господина Грефа. Ещё со времен советских сберкасс Сбербанк унаследовал гигантскую офисную сеть и, что гораздо важнее, гигантскую клиентскую базу, состоящую практически из всего населения нашей страны. И хотя с тех пор Сбер часть клиентов растерял, примерно 90 миллионов российских граждан по инерции продолжают пользоваться его услугами.
Когда Сбер только замыслил стать не просто банком, а хайтековской компанией, он, будучи обладателем золотой акции, поначалу хотел просто съесть Яндекс: с помощью админресурса задвинуть Воложа и других основателей Яндекса и заполучить их бизнес. Этого не произошло, а Греф, вылетел из совета директоров Яндекса. Более того, в возможной покупке Яндексом Тинькова им была усмотрена огромная опасность для собственных личных амбиций.
Как мы видим ситуацию. Имея в своём распоряжении ресурсы одного из крупнейших банков страны, Греф сделал АФК Системе предложение, от которого невозможно отказаться – предложил дать кредит на покупку пакета Тинькова на сумму, которая превышает цену, предложенную за него Яндексом. Помните, как внезапно в сделке появилась компания МТС и сделка стала разваливаться? Одновременно Греф убеждает Тинькова в том, что тот продешевил.
В следствии такой адресной психологической обработки у не в меру эмоционального Тинькова, то что называется, взыгрывает нерв, и он начинает требовать у Яндекса увеличить сумму предложения, выдвигая новые требования. А когда тот отказывается, Тиньков обзывает его всякими нехорошими словами и обещает самолично скупить его с потрохами. В итоге сделка безвозвратно расторгнута, а менеджмент Яндекса заверяет, что кооперироваться с кем-либо они не планируют. Параллельно Тиньков в интервью объясняет свой демарш тем, что он планировал объединение компаний, а не банальную продажу. Стороны пытаются делать хорошие мины, однако, всем понятно, что произошло и кто всё это устроил.
Кстати, для АФК в итоге всё прошло по обычной для Сбера схеме «обещать – не значит сделать»: с кредитом возникли «непредвиденные сложности», поэтому денег АФК, конечно же, не увидела, и уже не увидит. В свою очередь Тиньков так и останется банком второго ряда, а Яндексу придётся искать новые возможности для развития своей платформы финуслуг где-нибудь в другом месте.
Бенефициар от всей истории более чем понятен. Как говорится, разделяй и властвуй.
@kstati_p