🔺
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»:
«Конечно, при принятии решения коммунисты взвесили все плюсы и минусы – и выбрали самый выигрышный вариант с точки зрения реальной политики». При этом эксперт отметил, что с администрацией президента у коммунистов непростые отношения давно. Это проявлялось и через давление на медийных лиц партии, через мобилизацию спойлеров и создание новых, например партии «За правду» Захара Прилепина.
«Собственно, для коммунистов возможности отступать исчерпаны. И как раз жесткая позиция партии по референдуму и президентскому диктату – это во многом следствие давления на нее, ведь даже системным партиям иногда надо показать зубы, чтобы заставить власть себя уважать и прислушаться к своему мнению», – подчеркнул Калачев.
Он полагает, что и для Кремля решение КПРФ имеет как плюсы, так и минусы. Среди плюсов повышение явки, хотя власть все же не очень в ней заинтересована. Но минусы оказываются, похоже, весомее, поскольку может повыситься результат против поправок и есть риск потери контроля над голосованием. Поэтому в целом позиция КПРФ болезненна для Кремля. Эксперт назвал ее технологичной, отметив, что по всем соцопросам позиция по голосованию у людей неоднозначная. И получается, что КПРФ как единственная сила, призвавшая к активному протестному голосованию, смело может приписать возможный высокий результат протеста именно себе. Вследствие чего возможно будет консолидировать не только левый, но и общепротестный электорат перед будущими выборами.
«На самом деле кампания по голосованию плавно перетечет в ЕДГ-2020, а тот – в выборы 2021 года. Получается, что по факту коммунисты уже начали думскую кампанию, а при активном ее ведении они снимут протестные сливки, серьезно увеличив представительство на всех уровнях власти. Общепротестный электорат во многом разочарован действиями либеральной оппозиции, которая оказалась дезорганизованной, разобщенной и нерешительной. Но это произойдет только в том случае, если партия будет вести активную кампанию на земле и покажет реальную мобилизацию. Пока предпосылки к этому есть: намечены акции протеста и народный референдум. Естественно, власть в ответ будет сильнее давить. Это уже проявляется в нападках и даже репрессиях», – подчеркнул Калачев.
🔺
Президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов заметил, что хотя КПРФ – это партия системная, конечно, ее решение по голосованию болезненное и неприятное для власти.
«По количеству голосов и тех же наблюдателей КПРФ это партия номер один после «Единой России». «Одновременно произошел и арест Платошкна, что не совсем понятно, но это предполагает еще один пункт взаимодействия власти и коммунистов, предмет для разговора с АП и госорганами», – считает эксперт. Он, правда, сомневается, что данный арест – это именно реакция на решение президиума ЦК. Политические взаимоотношения, по его словам, сложнее и многограннее:
«В оппозиции могут считать, что действия власти – это «ответка» за одно, а в АП может накопиться ряд других причин для недовольства. Но в итоге все зависит от того, как относятся к КПРФ на Старой площади». Куртов подчеркнул, что на КПРФ давят все время и будут давить дальше, просто чтобы партия не вышла из-под контроля.
«На самом деле звание главной оппозиционной партии КПРФ как опасно для Кремля, так и выгодно, поскольку Зюганов канализирует протестные голоса и субъект для переговоров всегда есть. Сейчас можно будет ожидать усиления давления, но во многом это будет зависеть от самой партии. Если левые поведут активную кампанию, перейдут к реальным действиям, то и давить будут серьезно. Потому что теоретически, заручившись поддержкой избирателей в условиях, когда институты гражданского общества проснутся, КПРФ может стать реальной независимой политической силой», – отметил Куртов.
http://www.ng.ru/politics/2020-06-07/1_7880_kprf.html