Карабахский кейс и его результаты заложил новые треки в политических процессах на Кавказе и в Закавказье.
В частности Президент Грузии Саломе Зурабишвили стала демонстрировать оппортунизм в отношении позиции Франции, которая выступает против любых альянсов с Анкарой и которую настораживает возможность появления в регионе альянса без участия США и ЕС. Также встает вопрос о присутствии НАТО в Грузии. Динамика процессов в регионе набирает силу.
В Закавказье тесно переплетаются интересы России, Запада, Турции и Ирана. Сам нагорно-карабахский конфликт давно интегрирован в сложный конгломерат процессов, проходящих через Сирию до Ливии, и процессов, корнями уходящих в Грузию. Сдвиги на любом из этих направлений сразу ведут к изменению геополитических факторов. После Карабахского кейса Грузия свернула с прозападного пути. Президент Грузии, выступая на «Конференции послов Грузии 2020», поддержала предложение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана принять участие в Платформе сотрудничества шести стран: Россия — Турция — Иран — Грузия — Азербайджан — Армения. В условиях существования нагорно-карабахского конфликта, в особенности на так называемом Шелковом пути, Грузия использовала в своих интересах преимущества геополитического положения. 4 декабря из Стамбула в Китай уже был направлен первый грузовой поезд Турция — Китай.
В этой связи турецкое издание Habertürk обращает внимание на то, как быстро президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о мерах по проектированию и строительству железной дороги Барда — Агдам и выдал предварительные поручения по восстановлению железной дороги в Нахичеванскую Автономную Республику, при этом строительство на неконтролируемой Азербайджаном части армянского анклава в Нагорном Карабахе будет осуществлять Россия. В перспективе восстановленная и продленная до турецкой территории железная дорога может стать частью коридора в Турцию, а участок на территории Армении будет контролироваться российскими пограничниками. В свою очередь Анкара уже заявила о готовности построить железную дорогу с территории Турции в Нахичевань.
Изменения в транспортной и энергетической конфигурации региона могут обернуться немалыми
Китайское издание «Жэньминь жибао» предполагает, что «после карабахской войны открыто начало нового тура борьбы крупных внешних игроков в Закавказье, чтобы поддерживать там состояние напряжения». Действительно, динамика в регионе набирает силу, и нужно быть готовыми к дальнейшему развитию событий.