Прочитал на днях у
Холмогорова (я его недолюбливаю, как публициста по многим причинам, поэтому ссылку скрипя зубами), что среди его знаковых детских книжек был
"Герой Саламина" Воронковой. Я ведь тоже нашёл эту книгу в школьной библиотеке
(синюю - 1975г.). Ну тут, наверное возраст дает о себе знать. Не в последнюю очередь книжка меня покорила
картинками (И. Ильинский). С тех пор моё "понимание" Др. Греции, Афин, Спарты и прочего, ничто не поколебало. А Миллер и "300 спартанцев", как современные символы, только упрочили эту ситуацию. Солнце, белые туники, рациональность мыслей и поступков, прозрачное и лазурное Эгейское море и такая же прозрачная и понятная жизнь... Я знаю, что всё было не так
(и на раскопки поездил в юности, и по жизни общаюсь с теми кто профессионально занимается античностью и Грецией), и туники не были белые, и вообще... Но благодаря "Герою Саламина", они
(греки, спартанцы) стали "нашими" в моём детском миропонимании. И врет, и красуется Холомогоров, когда говоря о детском восприятии этой книжки, рассуждает о "политическом устройстве"... Чушь и поза, ни о какой "демократии, которая дала возможность выдвинуться" и мыслей не было... Леонид - герой, спартанский царь. И Фемистокл, преданный родиной. Интересно, что Ксеркс и Персия, не воспринимались мною тогда, как стороны этого - "свет и тьма", "прогресс и дикость", "демократия и деспотизм". Да хоть посмотрите на эту иллюстрацию, где Ксеркс склонив голову и задумавшись слушает Фемистокла. Вот она конвергенция
(словечко ненавидимое многими, благодаря Горбачёву). Персия мне казалась просто более древней, глубокой и мистически таинственной.
А потом... Продолжение следует.
А пока те самые иллюстрации И. Ильинского к книге "Герой Саламина". #интересно 🔻