Size: a a a

2018 October 28
СССР
Нэпман у фининспектора и фининспектор у нэпмена...

#фото из фондов Музея современной истории России. СССР. 1920-е годы.

Нэпманы или совбуры (советские
буржуа) - разговорное название 
предпринимателей в Советской России и СССР в период нэпа.


Допускалось только мелкое предпринимательство. Нэпманы, согласно Конституции РСФСР 1918г. и Конституции РСФСР 1925г., были лишены избирательных прав как "нетрудовые элементы". Со второй половины 1926 года началось осуществление политики по вытеснению частного сектора в экономике, прежде всего путём резкого увеличения налогов. 11 октября 1931г. было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР. К началу 1930-х годов в СССР частные предприниматели как социальная группа перестали существовать,
источник
СССР
источник
СССР
myussr
​​А ведь сегодня Международный день девочек! 👩
Аа... Вы не знали? Женщины - они такие, им одного международного дня в году мало! 🙂
Поэтому поводу - очередная вещь Крымской галереи:
Бакаев С.И. Заслуженный художник АРК. "Девчата". СССР (Крым). 1960-е годы. Бумага, гуашь. 50.5х55. 🖼🔻 #живопись
Из моей серии Крымская галерея -
Народный художник России Прохоров К.А. В Севастополе. СССР. 1970 год. Картон, масло. 33,5х47,5. #живопись
источник
СССР
myussr
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 1. Прорабы и проработчики. (Продолжение, начало см. тут):

Между тем борьба на историческом фронте все более разгоралась. В мае 1987 года, демонстрируя свой плюрализм (это словечко все больше входило в моду), «Московские новости» напечатали «Письмо четырех». Одним из «четырех» был бывший ректор Историко-архивного института Н. Мурашов, известный как «крутой» сталинист. Другим был заведовавший сектором истории Октябрьской революции нашего института П. Соболев - личность весьма колоритная… «Четверка» в идеологическом раздражении набросилась на Афанасьева, обвинив его ни много, ни мало в... троцкизме!

Но «линия Афанасьева» все более пробивала себе дорогу. Он стал своим в главной цитадели московской интеллигентской элиты - Центральном доме литераторов на ул. Воровского. Там шумно обсуждались его статьи, там он призывал вернуть «реки общественно-политических наук» в их естественное течение, громил наше «беспробудное единство». Из институтских его поддержали П. Волобуев и особенно историк гражданской войны В. Поликарпов.

Шло лето 1987 года.

«Московские новости», ставшие чуть ли не флагманом перестройки в СМИ, мощно вторглись и в историческую науку. Заведующий отделом морали и права В. Шевелев открыл рубрику «Былое». Она превратилась в широко открытое окно, куда ворвался свежий ветер истории. Сотрудничал в этой рубрике и я. Однажды произошел любопытный случай.

Звонит Шевелев, спрашивает:
«Мог бы ты написать для нас статью о “Протоколах сионских мудрецов”? У нас тут об этом никто ничего не знает».

Я пошел в спецхран Ленинки. Статью напечатали с врезкой: «Мистер Коул из Канады просит нас рассказать о “Протоколах сионских мудрецов”. Отвечаем на его просьбу». Наверное, это был знак: быть мне в Канаде!

Те, кто еще помнят «зарю перестройки», в ответ на вопрос о главных ее ударных отрядах наверняка назовут «Московские новости» при Егоре Яковлеве и «Огонек» при Виталии Коротиче. Но одним из зачинателей перестройки на историческом фронте была, пожалуй, и газета «Советская Россия». Та самая «Советская Россия», которую впоследствии демократы презрительно называли «Савраской» за ее пророссийский и прокоммунистический дух. Но поначалу «Советская Россия», возглавляемая тогда В. Чикиным, включилась в перестройку, понимая ее, конечно, по-своему. Между прочим, само выражение «прорабы перестройки» вышло из «Советской России». Она занялась ликвидацией «белых пятен» в истории. Немалую роль в этом сыграл заместитель Чикина В. Иванов. Он предоставлял страницы газеты многим нетрадиционным, ранее закрытым темам, трактуя их, правда, со старых позиций. «Советская Россия» напечатала, в частности, статьи о «военспецах», власовцах, о расстреле бывшего царя и его семьи в Екатеринбурге. Эта последняя публикация получила отклик даже за границей, хотя тогда еще мало кто мог предположить, что уже совсем скоро «романовская тема» вызовет настоящий бум.

Позиция, занятая «Советской Россией», - свидетельство того, что горбачевская перестройка на первых порах находила поддержку широких партийных кругов. Но они понимали и воспринимали ее ограниченно, в рамках существовавшей политической системы. Когда же стало ясно, куда идет дело, была дана партийная команда: стоп. Иванов был ленинец, а Ленин учил, что «середины нет», что о середине «мечтают барчата, учившиеся по плохим книжкам». В просторечии это, наверное, звучит так: дашь палец - отхватят всю руку. Оглядываясь теперь на прошлое, на то, что произошло за последние пятнадцать лет, иногда думаешь: не прав ли был Ленин? Вечный «больной вопрос»: компромисс или твердость? Уступать или стоять на своем?

И все-таки не случайно Е. Лигачев выбрал «Советскую Россию», чтобы в марте 1988 года напечатать в ней нашумевший «манифест антиперестройки» Нины Андреевой, названный «Не могу поступиться принципами». Кстати, Иванов очень ярко по секрету рассказывал, как уже после публикации статьи Андреевой Чикину позвонил Горбачев и крыл его многоэтажным матом.
#интересно
Telegram
СССР
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 1. Прорабы и проработчики.

Провозглашенная Горбачевым гласность началась не столько с осмысления советского настоящего, сколько советской истории как таковой. Как писал «перестроечный» экономист О. Лацис, произошел «почти шизофренический сдвиг центра общественного внимания к проблемам нашего прошлого». Историки оказались в моде, причем появился даже особый их тип. Если раньше образ историка связывался с чем-то подобным летописцу Нестору, уединенно пишущему «Повесть временных лет», то теперь этот «Нестор» вышел на публику. Появились историки-трибуны. Больших «повестей» за ними не числилось; их оружием в основном было устное слово. Вряд ли ошибусь, если скажу, что тон во многом задавал Юрий Афанасьев, в прошлом - проректор Высшей комсомольской школы, а в начале перестройки, по-моему, уже заведующий отделом истории журнала «Коммунист». Немного позднее он стал одним из лидеров Межрегиональной группы Съезда народных депутатов и особенно прославился…
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 2. "Дальше, дальше..." (начало см. тут)

А в «Доме на набережной» у М. Шатрова по-прежнему собирались многие из тех, для кого горбачевская перестройка значила несравненно больше, чем хотели в «Советской России». Обсуждали готовящуюся к постановке в Вахтанговском театре пьесу «Брест» и замыслы новой пьесы, позднее названной «Дальше, дальше, дальше...», о последних годах жизни Ленина. «Брест» когда-то был блокирован Интитутом марксизма-ленинизма, но теперь спешно дорабатывался с учетом открывшихся возможностей.

В просторной и хлебосольной квартире Шатрова часто бывали О. Ефремов со своим театрально-литературным «оруженосцем» А. Смелянским, Е. Амбарцумов, его друг А. Цыпко, в то время резко перестроечный, а позднее, кажется, превратившийся в «кающегося либерала». Приходили А. Гельман, А. Ваксберг и многие другие умы и таланты. Чаще всего, Михаил Шатров конечно, бывали люди театра и особенно много звезд МХАТа. Театр переживал тяжкий кризис: столкнулись «ефремовцы» и «доронинцы». У Шатрова бывали «ефремовцы», которые рассказывали, будто «черносотенные доронинцы» распространяют слухи о Ефремове как человеке, «прилежащем к питию хмельному» и потому попавшем под влияние «шатровых, гельманов, смелянских».

Сгрудившись за большим столом в гостиной, народные и заслуженные под руководством Смелянского писали «наверх» разного рода бумаги в защиту своих позиций.

Нередко обсуждения пьес и даже писание некоторых их отрывков переносились в Переделкино. Тут бывал М. Рощин, последними словами крывший всю «советскость». Заходил А. Рыбаков, уже прославившийся «Детьми Арбата» и собиравший материалы для книги о времени московских процессов. Маленький крепыш, с хмуроватым лицом, он производил впечатление очень волевого, напористого, уверенного в себе человека. Однажды он прокомментировал статью некоего А. Горбачева из журнала «Молодая гвардия», направленную против «сверхперестроечности» «Огонька» и «Московских новостей»:

«Для “молодогвардейцев” перестройка - это угроза проникновения в Россию “Запада”, точнее - масонства, еще точнее - еврейства. А им бы хотелось перестройки на славянофильский манер». - «По вашему мнению, Анатолий Наумович, осилят они?» - спросил кто-то из присутствовавших. «Да они трусы, - сказал Рыбаков. - Надо только стукнуть кулаком по столу!» - «Кто же стукнет-то?» - обратились к нему. «Горбачев должен, а он медлит, тянет, колеблется».

«Молодая гвардия» и «Наш современник» являли собой «базы» русских националистов. Они, конечно, не были трусами. Их можно было понять: они душой болели за Россию. Рыбаков рассказывал о письмах, получаемых им от читателей «Детей Арбата». Всего этих писем было более пятисот, а отрицательных, по его словам, - только 10 %. Рыбаков был явным «перестроечным оптимистом», в отличие от А. Ваксберга из «Литературки», этого советского «разгребателя грязи». В августе 1987 года, когда Москва хоронила артиста Андрея Миронова, в Переделкино приехал мрачный Ваксберг.

«Перестройка, - сказал он, - скончалась, как Миронов. Кажется, только один Миша не понимает этого». («Мишей» был Горбачев.)

Впрочем, настроения Ваксберга менялись. В нем было нечто легкое, блестящее, французское. И актерское. Он производил впечатление человека, весьма информированного, но, увы, вынужденного не делиться даже с близкими тем, что знает. #интересно
см. дальше 🔻
Telegram
СССР
Генрих Иоффе. "Иные времена". Борьба за прошлое - контроль настоящего. 1. Прорабы и проработчики.

Провозглашенная Горбачевым гласность началась не столько с осмысления советского настоящего, сколько советской истории как таковой. Как писал «перестроечный» экономист О. Лацис, произошел «почти шизофренический сдвиг центра общественного внимания к проблемам нашего прошлого». Историки оказались в моде, причем появился даже особый их тип. Если раньше образ историка связывался с чем-то подобным летописцу Нестору, уединенно пишущему «Повесть временных лет», то теперь этот «Нестор» вышел на публику. Появились историки-трибуны. Больших «повестей» за ними не числилось; их оружием в основном было устное слово. Вряд ли ошибусь, если скажу, что тон во многом задавал Юрий Афанасьев, в прошлом - проректор Высшей комсомольской школы, а в начале перестройки, по-моему, уже заведующий отделом истории журнала «Коммунист». Немного позднее он стал одним из лидеров Межрегиональной группы Съезда народных депутатов и особенно прославился…
источник
СССР
​​Шатровскую пьесу «Дальше, дальше, дальше...» обсуждали не раз и при большом стечении известных людей. Часто сидели до глубокой ночи. На пьесу делалась большая ставка. Считали, что ее постановка в ефремовском МХАТе может повлиять на общественную атмосферу в пользу перестройки. В сентябре 1987 года Шатров читал ее у себя в «Доме на набережной». Слушали Ефремов, Табаков (его все звали Лёлик), А. Смелянский, историк В. Логинов. Ефремов слушал очень внимательно, даже напряженно, беспрестанно курил. Примерно через три часа чтение закончилось, наступила пауза. Потихонечку разговорились. Сошлись на том, что пьеса перенасыщена фактическим материалом, кто-то заметил, что в ней еще чувствуются пропагандистские «нажимы». Потом состоялось другое чтение. На сей раз на нем присутствовали преимущественно наши институтские историки: В. Данилов, В. Лельчук, еще кто-то. Были Афанасьев и внучка Хрущева - Юлия. Общее мнение склонялось к тому, что следует сильнее обличить Сталина, подчеркнув уголовный характер его деяний. Запомнилось то, о чем говорил Данилов. Он считал, что ставший модным идеологический знак равенства между Сталиным и Троцким неверен: они разные. Афанасьев не согласился, возразил: «Два сапога пара». Лельчук говорил о политическом одиночестве Ленина в начале 20-х годов. Потом от пьесы перешли к общей ситуации. Афанасьев высказался в том смысле, что события в стране уже пошли дальше пьесы. #интересно
Михаил Шатров, #фото🔻 1987 год.
источник
СССР
​​Всем Вам знакомы эти натюрморты из различных предметов советского прошлого, призванных вызвать ностальгическую слезу о былом величии, и натуральности продуктов, качестве сборки радиоприёмников и т.п., в зависимости от состава предметов на изображении🔻. Конечно, родословную этого явления можно вести ещё с условных "ранних голландцев", которые рисовали снедь на своих полотнах, но я не об этом, а о газетке, и стакане водки... то есть о нашем родном и привычном натюрморте. Не берусь утверждать, что правильно отследил генеалогию, но корни у "типового советского натюрморта" оказывается вполне аристократические. Судите сами - см. следующий пост🔻 с традиционной календарной картинкой канала...
источник
СССР
Традиционная календарная картинка (#видео) с миниатюрами:
📷 🎨 🔬🔻
28 Октября. "Пролетарский завтрак" 🍳 #миниатюра

Думаю, что промелькнула мысль, что за фигню я Вам показываю?

Может это завтрак бомжа начала 20 века?! А что... Газетка, цигарка, яишиника  и мерзкая муха рядом с половиной стакана водки... На самом деле, это работа Фаберже "Пролетарский завтрак" создана в мастерской Карла Фаберже в 1905 году.

Стакан с водкой - из хрусталя,  кирпич - из яшмы,  желток - из янтаря, рыба серебрянная, окурок - из серебра и кварца. Белок яйца покрыт эмалью.
Из серебра - муха и обрывок газеты.
Кстати - это "Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства" от 18 октября 1905 года с текстом манифеста "Об усовершенствовании государственного порядка", подписанного императором Николаем II. Оценочная стоимость - 1,1 млн. долларов! Именно за эту цену Музей Фаберже в немецком Баден-Бадене приобрел это великолепие. Вот такой натюрморт.
🤷‍♂
источник
СССР
23 августа 1943 года был освобожден Харьков, в сентябре-октябре этого же года шла битва за Днепр, кульминацией которой стало изгнание фашистов из Киева. Завершила этот этап войны Карпатская операция, начавшаяся 9 сентября 1944 года. 27 октября 1944-го советские войска освободили Ужгород, а 28-го вышли на современную западную границу Украины. Всего в 1943-1944 годах Вооруженные силы СССР провели на территории УССР 15 наступательных операций. #ВОВ
источник
СССР
#колоризация Klimbim известной фотографии И.В. Сталина 1911 года (Дело 301 охранного отделения СПб). Находится в личном архиве Сталина в РГАСПИ. #фото #Сталин
источник
СССР
источник
СССР
источник
СССР
Серафим и Георгий Знаменские. Фото: Анатолий Егоров. СССР. 1930-е годы. #колоризация Klimbim #фото
источник
СССР
источник
СССР
Когда в 1932 году Серафим и Георгий Знаменские сдавали нормы ГТО от своего завода, судьи не поверили своим секундомерам. Серафиму было 26 лет, Георгию - 29... 🔻 #личность #спорт
источник
СССР
#Музыка Ежик
источник
СССР
​​"Чёрный Луки́ч" (с 2011 года - "Лукич") - советская и российская рок-группа. Бессменным лидером группы являлся Вадим (Дима) Кузьмин #фото🔻. Вначале коллектив назывался "Спинки мента", но позднее был переименован.
Творческая деятельность Кузьмина началась в 1986 году в Новосибирске с создания группы "Спинки мента", которая вскоре вошла в состав Новосибирского рок-клуба. В 1987 году она приняла участие в I Новосибирском рок-фестивале. Кузьмин в те времена активно общался с такими деятелями сибирского рока, как Егор Летов, Янка Дягилева, Олег "Манагер" Судаков, Константин "Кузя Уо" Рябинов, братья Лищенко (Евгений "Эжен" и Олег "Бэб") и другие. #музыка
источник
СССР
#Музыка Ветер
источник
СССР
#Музыка Позабуду поговорки
источник
2018 October 29
СССР
КОМСОМОЛЬСКАЯ НОЧЬ...🔻
источник
СССР
Почтовые марки России и Белоруси, посвященные 100-летию ВЛКСМ. 2018 год. #филателия
источник