Долго думала, поднимать эту тему или нет, потому что я знаю, что она имеет полярность и кучу ответвлений от здравых мыслей до теорий заговора. Вопрос такой — есть ли сейчас в стране молодые, активные люди, которые знать не знали про Навального? Спойлер — есть, и я думаю, их больше, чем кто-то может представить.
Многие мои знакомые не верят, что сейчас кто-то может не знать про Навального. Речь не про бабушку, сидящую в деревянном домике без источников информации, а про молодых людей, у которых есть последние айфоны, соцсети, браузер, одним словом — доступ в интернет.
Затронуть эту тему решила после звонка от близкой подруги из Пензы. И тут речь как раз пойдет с привязкой на город. Потому что в столицах протестное настроение всегда сильнее, чем в регионах. Во всяком случае мои примеры будут из Пензы.
Ну так вот, звонит мне моя близкая подруга, которой в целом-то не интересна тема политики, да и как-то жизнь не требует того, чтобы она в это вникала и выдавливала из себя мнение по каждому поводу. Она, как мне кажется, по-любому бы сказала, что лучшая альтернатива тому, чтобы ругать власть — начать уже нормально работать, трудиться и сделать свою жизнь самому, чтобы тебя эти вопросы не волновали.
Звонит она мне и говорит: «Маш, я не лягу спать, пока не узнаю, что будет 23 числа? Я у всех спрашиваю, и никто мне ничего не говорит. Погуглила, тоже ничего внятного не нашла». Следующий вопрос был «А кто Навальный вообще такой, ну вот он против власти, а главным образом он кто?». Она спросила и про то, что, возможно, он заслан Америкой или это все кремлевский проект, и с интересом выслушала мое мнение и всю историю не только про отравление, но и про «Ив Роше» и про то, кем Навальным был до того, как стал главным оппозиционером России.
Я была очень рада, что она мне позвонила, и это меня воодушевило. Конечно, важно, что вопрос у нее возник не просто в процессе диалога, а человек сам настолько проявил интерес, что даже подумал, что пока не разберется, «не ляжет спать».
При этом она сказала, что ей немного стыдно за такие вопросы. Но я думаю, что, наверное, ей в целом не стыдно, а просто было неловко задавать вопросы мне, потому что я активно слежу за повесткой и вообще в ней «варюсь». Однако в том, что она не знала про митинг или деятельность Навального, ничего такого нет, и она знает, что я это понимаю, потому страна большая, и твоя жизнь не меняется где-то там с ног на голову, когда ты знаешь о Навальном или продолжаешь не знать о нем.
Она меняется, только если есть желание, порыв, долг — как угодно назови — проявлять гражданскую активность, которой в том числе является интерес к политической жизни страны.
Этот разговор с моей подругой стал одним из исключений, из всех тех разговоров с моими знакомыми, с друзьями детства в Пензе, который приобрел другую форму, приобрел интерес.
Если вспоминать другие случаи в подобном контексте, то несколько знакомых голосовали за Конституцию из-за запомнившихся им положений, которые даже не задавались интересом, чтобы ознакомиться со всеми, а также хоть что-то узнать про Навального (многие из тех, про кого я говорю, даже не знают, как он выглядит).
Большинство не проявило никакого интереса к голосованию по поправкам, потому что «ведь ничего не изменится». Еще раз, эти люди не пенсионеры, они молодые и составляют «лакомый кусок» всех авторов познавательного контента 18-35 лет.
Вывод у этой истории я могу сделать только один. Это не вопрос к тому, видный ли политик Навальный или насколько сильна оппозиция, это вопрос к уровню потребления информации среди нашего молодого населения и к тому, насколько они не верят во власть.