Хорошо там где нас нет. Потому для чтения в выходной день
поделимся рассказом автора из Новой Зеландии: а как у них там сейчас, в 2021 году? Фото к которому выше. Рынок недвижимости перегрет, и не остановить его. Цены на жилье в Окленде, единственном более или менее городе с работой (1.5млн) выросли в 2-4 раза за пять лет. А потом через лет пять — ещё раз повторили этот трюк. Газеты винили иммигрантов и их серый нал, а потом пришёл ковид и уже без иммигрантов цены взлетели за счёт жадности самих новозеландцев. Вроде медианная цена дома в Окленде уже выше $1млн.
С учетом того, что экономическое образование отстаёт, и аппы типа Robinhood только-только появились, то вклад в недвижимость — это всё, что видит новозеландец, который копит на благоденствие для семьи и свою старость. Бумерский формат процветает и сейчас. Кэш очень дорогой, а
ставки в банках низкие. И будут ниже. Земли на острове мало и с глобальным потеплением — станет меньше. Поэтому все влезают в бесконечные долги: чем больше занял, тем лучше; чем больше домов купил и сдал, тем лучше!
Большинство уже смирилось, что никогда не купит и будет вечно снимать, а в старости пойдут в социальное жильё. Рынок недвижимости не спасти. Нынешнее левое правительство винит всех, кроме себя. Программу новостроек провалили. Иммигранты — черти! Инвесторы — чмыри!
Но все прекрасно понимают, что сами эти люди из Веллингтона, как и их родители, как любые в общем-то жители НЗ, приехавшие раньше прочих — они и есть те самые инвесторы с 10х возвратами купившие дома в 80х и назанимавшие 10млн под новые дома в 2020. Молодежь негодует. И пасётся. Четвёртое уже правительство обещает что-то с этим кризисом жилья сделать. Пока всё, до чего они додумались — это обосраться с постройкой новых домов и начать винить иммигрантов. Ковид виноват, конечно. Иммигранты виноваты, что понаехали: пробки от них, домов вон больше надо.
«Обосрались» = обещали 100000 (сто тысяч) домов построить за 10 лет. Построили 258. И
свернули лавочку. Ну а сейчас — ковид же! Вы что, хотите, чтобы гробы по улицам лежали, как в Европе?!
Вот приблизительная
ситуация с жильём:
- кусок земли пять соток в Новой Зеландии с гаражом и без дома — $750000.
- кусок земли 2250кв м, 4 спальни, бассейн, гараж, две ванны в Австралии — те же деньги.
Те же самые
газеты любят шутить, что если бы миллениалы, мол, не тратили деньги на авокадо с тостом да кофе, то не только дом бы купили себе, но и на пенсию сэкономили безбедную. Миллениалы самоиронизируют, плачут и хотят, желают газетам скорой смерти.
«Пластерные» дома, это те, которые строили между 1984-2003, где на раму прибивали гипсокартон, обмазывали краской, а потом под гипс затекала вода, и рама гнила. Плохие нормативы позволяли. В итоге на деньги попали владельцы. Архитекторы, строители, бюрократы — умыли руки. Лепить гипсокартон на деревянную раму намного дешевле, чем досками обивать или кирпичами выкладывать. Зато можно было реализовывать сложные углы и формы. Изогнутые окна и всякое такое. Такие дома люди покупают, как бомбы замедленного действия.
Есть индустрия спецов с влагометрами. Их работа просветить специальным устройством стены и дать отчёт, где внутри стены повышенная влажность. Ты потом решаешь, высокий риск или низкий, или уже течёт. Продавец свой показывает отчёт, покупатель свой делает. Когда рынок горяч (как последние 10 лет), на отчеты нет времени! Покупатели учатся сами разбираться в сортах говна.
Многие берут пластерный сухой дом и делают «реклад» recladding. Это значит: сделать проект, получить разрешение от городских властей, обтянуть пластиком, снять гипсокартон, набить доски, покрасить, мусор вывезти. Соседям такое стоило $300к и заняло 5 мес.
Fons Новые дома строят вот так: с досками (чтобы дёшево), премиальность — это кирпичи или кастомный дизайн. На последней картинке реклама с автобуса: самая дешманская версия самого дерьмового юнита — построить его стоит в 2-3 раза дороже, чем в Австралии. Так сложилось.
Подпишитесь на
@dwellercity