Власти Беларуси арестовали основателя телеграм-канала NEXTA Романа Протасевича в аэропорту, посадив в Минске самолет, который летел из Афин в Вильнюс из-за сообщения о "минировании". Как это возможно? Объясняет доцент департамента международного права Высшей школы экономики Глеб Богуш.
🔺Как такие ситуации регулируются международным правом?
"Ситуация возникновения угрозы на борту воздушного судна регулируется Чикагской конвенцией о международной гражданской авиации. По ней любой перехват воздушного судна и его посадка возможны только при наличии оснований и ни при каких обстоятельствах не должны подвергаться опасности жизнь и здоровье пассажиров.
Если что-то произошло на борту судна, уголовная юрисдикция - у государства, в котором зарегистрирована авиакомпания, в данном случае Ирландии. Но при этом у государства, в чьем воздушном пространстве находится самолет, большая степень усмотрения - в случае возникновения угрозы у него есть право перехватить его и принудить к посадке. Ничто в принципе не запрещает поднять в воздух истребители для сопровождения такого самолета в целях безопасности."
🔺Были ли нарушения?
"У пилота в данном случае выбора не было, он был обязан подчиниться диспетчерам белорусской воздушной зоны и сесть там, где ему сказали. Но версия об угрозе, например, не объясняет, почему диспетчеры направили самолет со значительным отклонением от курса в Минск, а не посадили его в ближайшем аэропорту в Вильнюсе, куда и так направлялся самолёт. Согласно приложению к конвенции, цель перехвата заключается в том, чтобы идентифицировать самолет, откорректировать маршрут или предупредить реальную угрозу. Так что, дальнейшие действия после посадки по конвенции были возможны только для предупреждения такой угрозы. Безусловно белорусские власти международное право нарушили."
🔺Можно ли привлечь Беларусь к ответственности?
Проблема в том, что нет эффективных механизмов привлечения государства к ответственности - не существует суда, куда можно напрямую обратиться по Чикагской конвенции. Есть многоступенчатая процедура разрешения споров в в рамках ИКАО. Она может потенциально закончиться в международном суде ООН в Гааге, но для этого нужно пройти много этапов. К сожалению, воздушное право очень гибко и благодушно относится к государствам - всё базируется на презумпции добросовестности государств.
🔺Поможет ли это Протасевичу?
"Я не вижу пока реальных вариантов вытащить Протасевича из Беларуси благодаря международному праву. Он захвачен на территории Республики Беларусь, независимо от того, как он туда попал. Беларусь даже не подчиняется юрисдикции Европейского суда по правам человека.
Очевидно, что цель этой операции была связана именно с задачей захватить Протасевича. Безусловно, белорусский режим нарушает права своих граждан, но нет никакого международного юрисдикционного органа, который может вмешаться. В целом ситуация с Протасевичем юридически ничем не отличается от похищений, убийств и репрессий в отношении большого числа граждан Беларуси. Международное право позволяет государствам в порядке универсальной юрисдикции возбуждать дела о преступлениях против человечности, даже создавать трибуналы, но вряд ли кто-нибудь будет это делать."