на «нацакценте» вышла небольшая
статья о кацкарях, которых авторки называют малой этнической общностью и носителями уникального диалекта. напомню, кацкая идентичность и кацкий язык — личные изобретения краеведа сергея темняткина, который хотел привлечь внимание и туристов в родную деревню в ярославской области. конечно, все идентичности — конструкты, и деятельность темняткина типологически не сильно отличается от того, чем занималась национальная интеллигенция многих народов и даже ныне независимых государств всего сто или двести лет назад, поэтому не стоить считать его фриком, а кацкарей — фантазией, нет. просто это неиронично прекрасный пример создания новой локальной этноязыковой общности практически «в пробирке» — всего за пару десятилетий и прямо на глазах исследователей темняткин стал собирать лексику местных стариков, обильно дополняя её своими выдумками и нарочито отличными от литературного русского языка словами, умудрился сделать описания этого диалекта или языка регулярной рубрикой в местной газете, ввести в местной школе уроки кацковедения, организовать сельский музей кацкарей как группы с особой культурой и возить в него туристов из москвы автобусами. вот и ездят туристы смотреть на «экзотических» кацкарей, которые натурально никак не отличали себя от других русских этого региона до начала темняткинского движа, а теперь интернализовали его и даже верят в то, что их предки говорили в том числе и выдуманными словами кацкого языка. короче, крут темнякин, раз его эксперимент удался, пусть он и не задумывался как эксперимент. прочесть о том, как создавалась кацкость и особенно её лингвистическое измерение, можно в статье моей бывшей научной руководительницы влады барановой «
составление словаря и рождение нового языка»