По-моему, самый главный вопрос даже не в том, кто распространял слухи и кто кому не уступил дорогу. Мало ли из какой искры разгорается пламя. На такие случаи гораздно важнее иметь противопожарный инвентарь. Например, правовую систему.
Страшнее, что в стране, где подумать про пустой плакат нельзя - уже наряд стоит у двери, в стране, что мирила Нагорный Карабах (помните?), рассказывала на BBC про свои миротворческие глобальные инициативы, проводит все виды саммитов, а по праздникам ее люди облачаются в национальное и танцуют хороводы (хорошее дело, если бы отражало реальную картину), так вот - в этой стране люди ждали полицию, которая должна была предотвратить эту бойню. Должна была защитить, не дать сжечь поселки, не дать убить своих граждан другим ее гражданам. Напуганные люди прятали детей, запирали замки, звонили в полицию и ждали защиты от государста, которому делегировали право на такую защиту. Теперь люди стоят, как из тяжелых фильмов про войну, на границе и бегут туда, взяв то, что успели собрать.
Не получилось предотвратить. Возможно, потому что это же вам не либеральный митинг разгонять в Алматы. Тут сноровка нужна, тут риски. Там, наверное, два участковых, три ДПСника, никто не экипирован, потому что зачем - не с банкирами и актрисами же бороться. А что они сделают? В ответ на оружие и патриотические выкрики. Страшно, наверное, тоже было. "Хулиганство" говорят. Это хулиганство выглядело, как съемки из Алеппо в худшие дни.
Ведь иногда уже начинаешь верить, что все вмешательства в практику прав и свобод, не без того, чтобы во благо. Это внушение, что митинги надо непременно разгонять, потому что, а ну как придет "провокатор" и начнет городскую бабку провоцировать на революцию. И тогда никаких вам хороводов. Оно ведь где-то на подкорке уже.
Но тут случается реальное разжигание во всех смыслах. И сложно поверить. Где все были? Туда ли тратятся бюджеты на мониторинги опасности для системы? И куча вопросов после - да неужели у всех стрелявших охотничьи билеты? Откуда у них ружья? В какой момент коррупция становится смертельно опасной? Почему стольким многим людям так бедно и страшно? Не оттого, ли так легко они переступают за черту, что стоят у нее долгое время. Знает ли власть про настроение своих граждан?
Самая тонкая и неприятная тема - межнациональные отношения, особенно, когда на ней построена основная государственная риторика. По праздникам - она теплая, пахнет свежими баурсаками, звучит лезгинкой и хоровым пением на украинском. По праздникам - все хорошо. На Наурыз - светит солнце (а даже если нет - все равно скоро весна), всем кажется, что у нас-то получится. А потом возвращаются будни, фрустрированные молодые парни, смущенные картинками чужой красивой жизни, уставшие от жизни взрослые, у которых не получилось, все злые и не самые счастливые. И они вдруг встречаются на дороге - и огонь сжигает все иллюзии в пепел.
Единственное понятное чувство в эти дни - бог с ней с аналитикой - страшно. Хочется избегать этой темы, как бездны, в которой можно сгинуть. Всем страшно, что у нас не получится. Волна постов про то, как жили на соседних улицах, как друг другу помогали, песни пели, несмотря на национальности - явное свидетельство этого страха. Привычная коллея, которую психологически удобно выбрать, чтобы продолжить ход. Не хочется вообще поднимать этих тем - имея, такое болезненное общее советсткое прошлое, про которое до сих пор не договорились. Как тут про будущее.
Из материала Даника Молдабекова: "Дауров также подчеркнул, что было немало казахских семей, которые в разгар погрома приютили некоторых дунган у себя".
Наверное, единственное, чем утешаю себя - трюизм и сентиментальность: ничто так не красило цивилизацию и человека, как попытки быть теплее. Как будто, самое время поупражняться в этом, даже в маленьких сообщениях в интернете.
Зарина Ахматова, Facebook