#личное
Я всë хочу написать пост про то, что происходит, когда у близких людей сложности и/или mental issues, но, кажется, начну я с собственных сложностей.
Я всегда очень переживаю, что я такая сложная и депрессивная и вообще, как же люди вообще рядом меня терпят. Как вообще кто-то может меня любить, если я постоянно сомневаюсь в себе и в окружающих, не верю, что правда могу кому-то нравиться, воспринимаю кучу нейтральных фраз болезненно, триггерюсь от всего подряд, ревную (в обобщëнном смысле), селфхармлю и вообще всячески страдаю. Мне всë время кажется, что вот если я буду проще, приятнее, позитивнее и удобнее – вот тогда меня будут любить, а так мне сложно поверить, что кто-то правда это делает.
Я тут уже писала, что мне не так давно вообще удалось признать, что мне иногда нужна помощь, и принять еë. И мне до сих пор, на самом деле, сложно просить помощи и поддержки, даже у самых близких – потому что ну сколько можно, Саша, ну давай ты уже будешь радоваться жизни! (Ага.)
При этом когда я смотрю на это рационально, я понимаю, что вообще-то людей любят не за то, что они позитивные и удобные. Когда я ставлю себя на место тех, кто с другой стороны (и не то чтобы я никогда не оказывалась с другой стороны!), я тоже понимаю, что вообще-то любимым людям хочется помочь, хочется сделать их жизнь лучше, и если им плохо, это вызывает не раздражение, а сочувствие.
Но как же сложно обратить это в свою сторону. Довольно часто, когда мне плохо и кто-то меня поддерживает, я чувствую, как будто злоупотребляю их любовью и добротой.
Иногда я реагирую на какие-то вещи неконструктивно (см. “ревность”, “начни процессинг с разбитой посуды” и т.д.), и потом чувствую себя ужасно виноватой за то, что я тут всеми манипулирую, психологически давлю и вообще творю ужасные вещи. И когда мне говорят – ну я понимаю, тебе плохо, ничего страшного, бывает, я с тобой – я чувствую себя очень виноватой. Что вот вокруг меня святые люди же. Не то что я. Иногда я даже начинаю ненавидеть этих самых святых людей за то, что они настолько лучше меня. После этого мне ещë сложнее принимать поддержку, конечно, и вообще тут можно в нехилый такой замкнутый круг попасть.
Мне помогает – помимо заботы о себе, психотерапии и прочих понятных и ужасно сложных вещей – всë время мысленно ставить себя на другую сторону. Если бы кому-то было плохо, и кто-то вëл бы себя неконструктивно, как бы я себя вела? Если бы у меня были ресурсы на это – сочувствовала бы и поддерживала. Если бы не было – сказала бы об этом и отстранилась от ситуации. Если было бы совсем ужасно – вышла бы из отношений совсем. Я смогла бы сделать это всë – не идеально, но как-то смогла бы.
И я доверяю тем, кто рядом со мной, в том, что они тоже так могут. Что они тоже могут выбирать, кого им любить, и если это я – то это их выбор. И они могут выбрать помогать мне. А могут выбрать не помогать, а свалить – временно или совсем, – и пока я уважаю этот их выбор, какой бы он ни был, всë в порядке. Я не должна нести ответственность за их состояние и их выборы, и когда я сама в плохом состоянии, очень важно об этом помнить – они могут позаботиться о себе сами, и я бы обязательно им помогла, если бы могла. Но сначала я помогаю себе – так, как могу, и принимаю помощь, которую мне предлагают.
(Теперь надо не забыть это при очередном провале.)