В гражданской войне присутствует нечто особенно чудовищное. Это братоубийственная война, не только потому что она ведется в рамках общего, включающего обоих противников, политического единства и правового порядка, но также и потому что обе стороны в равной мере абсолютно отрицают и абсолютно утверждают это единство. Обе стороны абсолютизируют противника и, вместе с тем, помещают его за пределы права (setzen in Unrecht). Каждый устраняет право оппонента, апеллируя при этом к праву […].
Гражданская война куда опаснее любого другого вида войны, [ведь] каждая из партий вынуждена неумолимо утверждать собственное право и, столько же неумолимо, - противоправность противника. Одна сторона апеллирует к действительности легального права, другая – естественного права. Одна реализует право требовать повиновения, другая – право на сопротивление.
Подмешивание в борьбу аргументации и институтов правового характера лишь еще больше ее отравляет. Тем самым борьба усиливается, доводится до крайней степени, в которой средства и методы юстиции превращаются в средства и методы уничтожения. Даже заседая в суде враг не перестает быть врагом. Учреждение революционных трибуналов и народных судов призвано усилить, а не смягчить ужас. Публичная легальная диффамация и дискриминация, публичные или секретные проскрипции, объявление врагом государства, народа или человечества, совсем не стремятся придать противнику правовой статус врага в смысле стороны, ведущей войну. Напротив, все названное делается с целью отнять у противника это последнее право. Смысл в том, чтобы окончательно лишить права во имя права (totalen Entrechtung im Namen des Rechts). Вражда становится столь абсолютной, что изначальное, сакральное различие между врагом и преступником растворяется в пароксизме уверенности в собственной справедливости (Selbstgerechtigkeit). Тогда сомнение в соответствующем праве считается изменой; интерес к аргументации противника – предательством, а попытка дискуссии – согласием с врагом. […]
Есть разные виды войны. Существуют священные войны, справедливые войны и войны-дуэли. Священная война и война-дуэль сохраняют некоторый характер ордалии (букв. «божьего суждения/решения» - Gottesurteils). Справедливая же война, напротив, передает решение (Urteil) в руки людей. В эру современного позитивизма это обстоятельство имеет особенное значение. Современный позитивизм делает из права закон, созданный людьми для людей, обращает право лишь в одно установление среди прочих. В той же степени позитивизм забирает из справедливой войны последние остатки сакральной мысли.
Богиня справедливости открывает свой ящик Пандоры и на свет выходят не только ловушки запутанного процесса, но также и оформленный на манер юстиции ужас кровавых гражданских войн.
(C. Schmitt. Ex Captivitate Salus).