Вслед за оптимизацией органов исполнительной власти председатель правительства Мишустин объявил о долгожданном запуске реформы институтов развития с целью "заточки" их под достижение национальных целей.
"По поручению президента правительство проведет оптимизацию институтов развития, чтобы они в полной мере могли работать на достижение национальных целей развития. За последние годы появились новые вызовы, которые требуют существенной корректировки их работы и перспективных планов. Анализ показал, что деятельность этих институтов, по сути, слабо увязана с новыми целями национального развития, отсутствует единый механизм управления".
Примечательно, что курс на оптимизацию институтов развития был задан президентом еще в 2015 году, когда глава государства заявил, что многие институты развития стали "помойкой для плохих долгов". Затем уже после обновления национальных целей и запуска проектов по их достижению в июле 2020 года Владимир Владимирович вновь отметил необходимость более эффективного управления ресурсами по достижению наццелей.
Таким образом, речь идет не о каком-то конъюнктурном решении на фоне кризиса, но о реализации давно уже намеченных проектов оптимизации.
Основная претензия к существующей структуре институтов развития в общем и целом связана с проблематикой достижения наццелей. Ситуация, когда деятельность институтов не осуществляется в русле достижения наццелей, более недопустима. Реформа, в свою очередь, позволит привязать цели деятельности всех институтов развития собственно к наццелям.
Таким образом, оптимизация входит в Единый план по достижению национальных целей развития, который ранее был разработан Правительством по поручению президента.
При этом, если смотреть на ситуацию шире, то
речь идет о масштабном процессе внедрения результат-ориентированного подхода на всех уровнях государственного управления, от которого ожидается существенное повышение эффективности государственного управления и вывод его на новый уровень качества.
Одной из важнейших составляющих этого подхода является введение персональной ответственности руководителей, что отдельно отметил Мишустин:
"Персональную ответственность за достижение национальных целей будут нести все члены Правительства в рамках своих компетенций: вице премьеры, министры, руководители ФОИВ, институтов развития".Практики персональной ответственности позволят также исключить случаи дублирования функций и позволят создать единый механизм управления процессами достижения наццелей.
Непосредственно реформа предполагает создание е
диного крупного института развития и упразднение большинства специализированных институтов за исключением организаций, развивающих конкретные стратегические отрасли: Росатом, Ростех, Роскосмос, Автодор, Агентство по страхованию вкладов, Российский экологический оператор, Росагролизинг, Россельхозбанк, Корпорация развития Дальнего Востока, Корпорация развития Северного Кавказа,
ДОМ.РФ и Курорты Северного Кавказа, которая станет Корпорацией по туризму.
Крупный единый институт развития в свою очередь будет создан на базе
ВЭБ.РФ, куда войдут 16 существующих институтов развития. Ещё 10 институтов развития будут укрупнены в 5.