«Человек с железным оленем»
Итак, обещали про велосипедиста, колыхнувшего страну и здравый смысл?..Нате.
Глеб Травин.
Человек, проехавший на своем вело вдоль практически всей государственной границы СССР.
3 года автономного путешествия на износ.
Пройдено около 65 000 км, из них половина по берегу Северного Ледовитого океана.
Все климатические зоны СССР, включая арктическое побережье и пустыни Средней Азии.
Зачем?.. Познакомиться, увидеть, понять, ощутить биение сердца родной страны, своего народа… Да, так бывает, представьте, и довольно часто)
Где зачерпнул вдохновения – а услышал историю некоего голландца, проехавшего всю свою плюшевую Европу на велосипеде и – загорелось.
Питание – подножный корм, охота с помощью верного винчестера на все, что годится, рыбная ловля на велосипедные спицы вместо крючка. НЗ было конечно (галеты и шоколад) – но открыл Глеб его только через полгода, видимо не было рядом ни реки, ни зверь какой не подвернулся.
Одежда – самодел.
- Мам, я на вело!
- Глеб, шапку одень!
- Не, мам, я патлы отрастил длинные, будут вместо шапки!
Спал – в лесу, в сугробе, на льду, в пещере, поле, на шпалах, стогах сена, уютных пляжах Карского моря etc…
«В октябре 1928 года велосипедист выехал из Владивостока, добрался до Хабаровска и повернул на запад — вдоль Транссибирской магистрали к Байкалу. От Новосибирска — на юг, в пустыни и горы — Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан. Жесткий режим — не менее восьми-десяти часов в седле, еда и вода два раза в день — в шесть часов утра и в шесть часов вечера. Достиг Каспия, пересек его на пароме, перевалил через Кавказ, добрался до европейской части страны — этот огромный отрезок Травин вспоминает как приятную прогулку. Ни безводная пустыня, ни горное ущелье, кишащее змеями, ни нашествие полчищ саранчи не шли ни в какое сравнение с тем, что ждало его на Севере. В ноябре 1929 года путешественник добрался до Мурманска. Оттуда начался отрезок пути в 40 тысяч километров, которые он проедет вдоль побережья Северного Ледовитого океана, большую часть пути — прямо по его гладкой замерзшей поверхности…»
Знаменитый полярный летчик Герой Советского Союза Б. Г. Чухновский видел Травина у Новой Земли и на острове Диксон.
Руководитель Морской Карской экспедиции 30-х годов Н. И. Евгенов встречал этого неугомонного велосипедиста в бухте Варнек в Югорском Шаре.
Самому командующему полярной авиацией М. И. Шевелеву летчики – полярники докладывали, что видели Травина в устье Енисея.
Наконец, первый радист Чукотки И. К. Дужкин подтверждал прибытие Травина в Уэлен…
Но… В те грозовые, трудные годы такое дикое велопутешествие энтузиаста – одиночки не было оценено по достоинству – народ только заканчивал поднимать страну из разрухи Гражданской войны, на горизонте застилали свет ударные первые пятилетки и - было немного не до путешествий, пусть даже и в таком, рекордном формате. А потом стало и вовсе…
О Глебе Леонтьевиче вспомнили в 70- е годы, когда журнал «Вокруг света» в ноябре 1975 года разразился публикацией с описанием той давней велопрогулки. С тех пор этот маршрут периодически вспоминают, сравнивая с нынешними марш – бросками дикарей - одиночек. Несколько велоклубов России проходили частично по маршруту Травина, но целиком никто до сих пор так его и не осилил, что в принципе не мудрено, ибо это надо иметь ртуть вместо крови наверное)
Был ли героем Глеб Леонтьевич в своем авантюрном начинании? Вряд ли, а если и был, то лишь для себя самого, так как через свой внутренний поход он досконально, целиком и наизнанку узнал – на что может, способен человек…
Пишут, что в память о достижении человеком на велосипеде в одиночку самой восточной точки Союза – мыса Дежнева – местные ребята в 1931 году установили памятный знак. Стоит ли он сейчас – найти информации в Сети не удалось, но думается что нет, ибо места там не ласковые.
А ведь его путешествие – чем не сюжет для увлекательнейшего художественного фильма, не говоря уж про память в камне…В 2015 году на малой родине Травина, во Пскове местные власти заикнулись про установку бюста знаменитого земляка в связи с открытием в