В карабахской мясорубке гибнут мальчишки 20 лет, которые как я понимаю проходят срочную службу в регулярной армии, с обеих сторон. Я задаюсь глупым вопросом, а у этих ребят и их матерей спросили, хотят ли они отдать свои жизни и жизни своих детей за то, чтобы определенная территория - в данном случае Нагорный Карабах - была армянской или азербайджанской с соответствующим населением. Ну, допустим, пусть весь мир принадлежит Азербайджану, но зачем этот мир нужен конкретной азербайджанской матери без ее сына. Однозначно, не нужен.
Да, можно сказать, что война - это всегда смерти и горе матерей. Но какая война? Ведь у каждой войны есть своя цена! Согласитесь, что конфликт между армянами и азербайджанцами из-за этой территории - это не война за жизнь, как это было в Великую Отечественную, где поражение означало уничтожение всего народа и в которой никаких сил не было жалко. Но в данном случае армяне и азербайджанцы могли себе жить и дальше, тихо скрипя друг на друга - никто никому не угрожал уничтожением.
Армяне мне возразят, что это цивилизационный конфликт, в котором красной нитью проходит намерение турков окончательно решить армянский вопрос, поэтому для них это война за жизнь. Может быть, я с этим не спорю.
Но что мы формально имеем здесь и сейчас - это борьба за клочок земли. Кому нужна эта борьба - большим начальникам? Хорошо, пусть создают контрактную армию и вперёд. Это вполне приемлемо. Но если нет такой возможности, может быть есть смысл спросить у людей, а готовы ли они отдавать свои жизни и жизни своих сыновей за конкретную цель? Через референдум или всенародный опрос, назовите как угодно.
Например, старшее поколение азербайджанцев можно было спросить, а готовы ли Вы пожертвовать своим ребёнком ради того, чтобы вернуть Нагорный Карабах, а у старшего поколения армян - готовы ли Вы пожертвовать своим ребёнком, чтобы Нагорный Карабах оставался армянским.
Глупость? Может быть. Но я уверена, что по такому вопросу высказались бы практически все, причём отрицательно. Но получили несколько тысяч трупов мальчишек, которым ещё бы жить и жить. Бессмысленная бойня, ничего не изменится.