В. И. Жельвис выделяет 27 функций инвективной лексики, хотя здесь иногда смешаны первичные и вторичные функции, и деление иногда выглядит слишком дробным[4]:
как средство выражения профанного начала, противопоставленного началу сакральному,
катартическая,
средство понижения социального статуса адресата,
средство установления контакта между равными людьми,
средство дружеского подтрунивания или подбадривания,
«дуэльное» средство,
выражает отношение двух к третьему как «козлу отпущения»,
криптолалическая функция (как пароль),
для самоподбадривания,
для самоуничижения,
представить себя «человеком без предрассудков»,
реализация «элитарности культурной позиции через её отрицание»,
символ сочувствия угнетённым классам,
нарративная группа — привлечение внимания,
апотропаическая функция — «сбить с толку»,
передача оппонента во власть злых сил,
магическая функция,
ощущение власти над «демоном сексуальности»,
демонстрация половой принадлежности говорящего,
эсхрологическая функция (ритуальная инвективизация речи),
в психоанализе применяется для лечения нервных расстройств,
патологическое сквернословие,
инвектива как искусство,
инвектива как бунт,
как средство вербальной агрессии,
деление на разрешенные и неразрешенные группы,
как междометие.