Личные границы. Часть 1
Наконец-то руки дошли написать этот пост. Это снова из серии объять необъятное, поэтому информацию будем дробить и давать частями. Все, что мы пишем, касается и взрослых в том числе. Детей конечно же лучше учить по своему примеру и прямо по контекстной ситуации типа "Мама, она меня обнимает, а я не хочу" - "Сынок, так и скажи девочке: мне неприятно, когда ты меня обнимаешь, я не хочу с тобой обниматься".
Что такое личные границы?
Это умение говорить "нет", не чувствовать вины, не давать себя в обиду, не разрешать повышать на себя голос, не терпеть колкие замечания окружающих. Навык уважения личных границ - это признание того, что другие люди отличаются от тебя самого.
Границы бывают разными. Мы рассмотрим основные для дошкольников.
Физические, - личное пространство, сюда относятся базовые физиологические потребности, личное пространство, границы тела из серии "не подходи ко мне близко, не касайся меня, я не разрешаю себя поцеловать". Помните случаи, когда мы настойчиво предлагаем детям, чтобы они обнялись или поцеловались с бабушками-дедушками, взяли за ручку подружку, которая плачет, чтобы ее успокоить? Если ребенок это делает против своей воли, а вы его заставляете ("ты же хороший(ая), добрый(ая)") - это нарушение границ. Шлепки и удары, вход в комнату без стука, крики по поводу разбросанных игрушек и угрозы их выкинуть - все это тоже нарушение границ ребенка.
Как расставить границы: Словами и действиями. "Пожалуйста, не заходите в мою комнату без стука", "Я устала и больше не могу заниматься", "Я не хочу целовать дедушку, но я пожму ему руку".
Бывают эмоциональные - сколько своей энергии вы готовы отдавать другим людям. Это возможность поддерживать других людей, не тратя до конца ресурс. Вспомним случаи, когда нам неприятен разговор с человеком, но мы не хотим его оборвать, чтобы не быть "неудобными". Но вы же не можете быть "бочкой для эмоционального слива". Также это слишком личные вопросы, критика, непрошенные советы, в том числе и от близких людей.
Как расставить границы: вежливо. "Спасибо, но я сам(а) прекрасно знаю, как поступить в этой ситуации", "Я искренне тебе сочувствую, но сейчас не могу говорить, давай мы продолжим разговор в другой раз".
Сексуальные границы - для детей это в принципе вся тема сексуального воспитания, которая начинается с двух лет. Для младшего возраста это "правило трусиков": никому чужому, даже близкому, не разрешаем касаться своих половых органов. Только мама/папа помогают подмыться, обработать гениталии в случае каких-то заболеваний и тд. Сюда же относится важный момент - даже родителям лучше не шлепать в шутку по попе, не касаться интимных зон случайно, не лезть в штаны, чтобы что-то проверить без спросу, а всегда спрашивать разрешение у ребенка.
Как расставить границы: Объясняйте ребенку, что его половые органы никто не имеет права трогать, кроме него самого, родителей, врача-гинеколога или уролога по необходимости. У нас был
подобный пост на эту тему.
Временные границы - время ценный ресурс, поэтому учим не делать все подряд, не тратить время на бесконечные бесполезные дела, а все грамотно распределяем. Чтобы во взрослом возрасте ребенок мог снять трубку и сказать другу, который любит без конца трепаться: "Не могу долго говорить, у меня есть 10 минут".
Каким фразам-помощникам учить:
Со мной так обращаться нельзя, мне неприятно
Не трогайте меня
На меня нельзя кричать
Я не разрешаю ставить себя в угол
Мне нельзя делать больно
Это мои вещи, не бери их без моего разрешения
Что делать не надо:
⭕️ Говорить из серии "подрастешь - заработаешь, тут нет ничего твоего", "это наша общая вещь, а не твоя", "я тебя заставлю это сделать, добьюсь", "можно так с тобой, можно, ты заслужил(а)", "мне плевать на это" и так далее.
⭕️ Шлепать и заставлять делать вещи и поступки против воли