Проблема разработки Арктического шельфа стоит одной из первых в перспективе российской нефтедобычи. Климатические условия и технологическое отставание делают, например, Штокман, рентабельным только при цене от 100$ за баррель. Собственно, поэтому месторождение и закупорили. Для сравнения, извлечь баррель нефти саудитам сегодня стоит от 2,5 до 5 $.
Инвестиционные программы необходимо предусматривать в суммах бюджета средней страны. Другой способ – привлекать к софинансированию обустройства и разработки месторождений частников и/или иностранцев. Последние при этом, как правило, требуют права на лицензию, а то (свят-свят) контрольный пакет СП (тут где-то посмеялся один Алексей Борисович). А что с частниками? Гарантировать сохранность вложенного капитала, например, в проект Роснефти, на сегодняшний день... ну понятно.
На днях Минприроды опубликовали «на посмотреть» законопроект о новой форме совместной работы нефтяных компаний по освоению месторождений с трудноизвлекаемыми углеводородами (на шельфе короче) в виде «горного товарищества».
В товариществе недропользователь получает лицензию, а частник-оператор разрабатываем сами месторождения. Совместного имущества нет, а расходы по своей части каждый несет сам.
Замена компаний и требования компенсаций при выходе - невозможны.
Идея представляет собой по сути допуск частников к добыче на шельфе при формальном сохранении контроля государства. Главный принцип – защита инвесторов от возможности выхода из проекта владельцев лицензий.
Лед тронулся?