Мемология. Первый набросок к трагедии "Пост и нео"
Прошу прощения у тех читателей кто ничего не слышал об истории о "постанархистах" и "неоанархистах". Можете просто не читать эту запись, если вам не интересно. Для любопытных же замечу: перед вами та самая ситуация когда "пранк вышел из-под контроля", а самоназвание обрело плоть. Франкенштейн ожил, если можно так выразиться. И пока история не задавила своим благословенным катком всех участников этой драмы, позвольте мне набросать здесь пару слов об этом диалоге культур. Мемологам будущего что-то отсюда может и пригодиться.
Вкратце суть в том что один хороший журналист и товарищ в интервью назвал себя постанархистом. Это породило много вопросов в стиле "а что же такое постанархизм". На волне интереса был создан
одноимённый шуточный канал с мемами про постанархистов. Там несколько человек шутили сами над собой, раскручивая лейбл "постанархизма", за которым на тот момент для многих не стояло ровным счётом ничего.
Но вскоре один известный анархистский канал ответил на это очень серьёзным текстом о том что постанархисты выступают "за государство" и являются "тусовщиками", а чтобы говорить о серьёзном обновлении анархистской теории, требуется использовать другой термин - "неоанархизм". Ну и вы понимаете - когда на шутку реагируют серьёзно, это вдохновляет на дальнейшие шутки. Так оно, собственно, и случилось. На канале с мемами про постанархистов появился новый персонаж - неоанархист.
Неоанархисту приписывались такие качества как серьёзность, воинственность, определённого рода "мачизм" (отсюда и более поздний мем о "боязни огурцов"), желание защищать "базис анархистской теории", уверенность в том что есть только одна истинная версия анархической идеологии (отсюда такие важные элементы постанархистских мемов как "базис", "возрождение изначального изма" и т.п.). Постепенно вырисовывался и образ "постанархиста" как сторонника плюрализма, солидарного с ЛГБТК+ движениями и феминизмом ("постанархист не боится огурцов"), антинаркофоба. При этом постанархистам оказалась свойственна и самоирония (высмеиваются такие качества как неорганизованность, любовь к тусовкам, ярким впечатлениям, угару и тп.). Тотемным животным постанархистов очень скоро стал опоссум. Этот зверь, который всё время орёт и вообще не понимает что с ним. Воинственным кличем постанархистов стало непроизносимое "ЫЭЪ!" Это, по сути, пустое означающее, знак, на месте которого мог бы быть ваш лозунг.
Со временем образы "пост" и "нео" прорисовывались всё отчётливее, а мемы на канале всё сильнее стали напоминать "чада" и "вирджина", т.е. по структуре своей превратились в "антагонистические". Это такие мемы, в которых юмор основывается на противопоставлениях двух персонажей, их привычек, свойств. Лично мне эта антагонистичность казалась забавной, но привлекала гораздо меньше чем самоироничные и сюрреалистичные мемы, в которых постанархисты стебут сами себя, уходят в рекурсию, психеделику, абсурд и используют те приёмы, которые, как раз-таки, отличают их от "неоанархистов".
Стоит заметить что мнения админов канала про постанархизм на этот вопрос расходятся. В целом админы канала про постанархизм не считают что существует какое-либо организованное идеологически последовательное движение "постанархистов". Постанархизм стал, скорее, концептом-призмой, проходя через которую "серьёзное анархическое движение" преломляется и рассыпается на... радугу. Ага, именно так.
Постанархизм стал именем, на которое откликаются те, кто не узнаёт себя в существующей эстетике и идеологии, распространяющейся рядом анархистских ресурсов. Те, кому хочется "чего-то другого", нового и неопределённого, для чего, вероятно, ещё не существует подходящего слова. При этом большинство из интересующихся постанархизмом не назвало бы себя всерьёз постанархистами. Постанархизм стал как бы таким местом, вынесенным за скобки, где можно переждать в поисках чего-то нового, но при этом отмежеваться от тех форм анархизма, которые пропагандирует ряд анархистских ресурсов.