ЕСТЬ ЛИ У ПРОТЕСТУЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИМПАТИИ?
… кроме симпатии к Навальному?
У кого как. Чуть более половины проинтервьюированных нами на митингах 21 апреля 2021 года отвечая на вопрос о том, симпатизируют ли они каким-то политическим или гражданским движениям, называли – помимо Навального – имена (названия организаций) известных политиков либерального толка. Чаще всего протестующие выражали осторожную симпатию партии «Яблоко», почти каждый раз оговариваясь, что Явлинский лично симпатии у них не вызывает. Иногда в этом списке также появлялись КПРФ (в целом – или Грудинин, Бондаренко или просто «молодые депутаты») и либертарианская партия. Порой звучали имена Максима Каца, Ильи Яшина и Любови Соболь.
Чуть меньше половины информантов, однако, терялись при ответе на этот вопрос. «Мне не приходит ничего в голову», «я не могу вспомнить», «сложно сказать», «вопрос ставит меня в тупик» - говорили они. И дальше протестующие объясняли свое затруднение – обычно одним из двух способов. Одни полагали, что кроме Навального в России нет достойных политических сил, все остальное – так или иначе контролируется Кремлем, а «в какие-то там политические меньшинства со странной позицией» (имеются в виду небольшие несистемные движения) они не углубляются. Другие не мыслили себя в политической системе координат в принципе, говоря, что их взгляды – это несогласие с происходящим в стране и они поддержали бы любую силу, которая «против», а какую – не важно.
Наконец, меньшинство протестующих рассказывали, что они симпатизируют «гражданским» движениям, таким как ОВД-инфо, ФБК, «Голос», «Врачи без границ», «Такие дела», «Медиазона» - или даже политическим просветителям, например, журналистам, пишущим про политику.
Что все это значит? Во-первых, протестующие практически не осведомлены о наличии и деятельности политических сил/акторов, не обладающих многомиллионной аудитории. Более того, они не проявляют к ним интереса – «политические меньшинства» не заслуживают внимания. Это печально, так как означает, что усилия власти по зачистке независимой оппозиции и протестных движений, а также их
дроблению на небольшие конкурирующие группы - успешны. Во-вторых, с другой стороны, как минимум половина (а то и больше – наши цифры все-таки весьма приблизительные) участвующих в протестах людей приглядываются к политическим силам за пределами Навального и его команды. А значит, что у небольших политических движений и групп может появиться шанс завоевать новую аудиторию.
Наконец, важно отметить, что, как мы писали в предыдущих постах, на акцию вышло «ядро» протеста. Значит, мы наблюдаем своеобразный парадокс: наиболее твердые в своей решимости бороться с властью люди – это те, кто не спешат разбираться в деталях пестрой гражданской, протестной и оппозиционной сцены.
*Данные были собраны Лабораторией публичной социологии при участии группы «Мониторинг актуального фольклора», а также волонтерами Еленой Безруковой, Анной Орловой, Мариной Солнцевой, Еленой Югай, и волонтерами, пожелавшими остаться анонимными.