Семинария страданий
Ступень 4. Верные могут быть призваны страдать. Этот новый взгляд на трудности объясняет Первое послание Петра. В противоположность первой ступени, когда праведники ожидают иммунитет от страданий, данное богословие предполагает гонения. Те верующие, кто следует «по стопам Христа», будут, как и Он, страдать несправедливо.
Ступень 5. Святое безразличие. Апостол Павел достиг возвышенного состояния, описанного в отрывках наподобие Филиппийцам 1, когда он не мог определиться, что для него лучше: умереть и быть со Христом или оставаться на земле и продолжать свое служение. Его система ценностей перевернулась вверх дном. Очевидно, что заточение в тюрьме для Павла было желанным, поскольку эта «трудность» приносила много хороших результатов. Богатство и бедность, комфорт и страдания, принятие и отвержение, даже смерть и жизнь — ни одно из этих обстоятельств не имело для Павла особого значения. В конечном счете, важна только одна, главная цель: возвеличивание Христа — цель, которую можно достигать в любых обстоятельствах.
Я знаю, что некоторые люди не любят такие списки библейских ступеней без четкой формулы, дающей обобщенную схему. Таким людям я просто рекомендую рассматривать первую ступень в свете пятой. Примечательно, что кульминационное состояние святого безразличия к боли вновь поставило Павла на первую ступень. Для него человек, живущий правильно, действительно не страдает — разве что в преходящем смысле. И Бог мог использовать все события в жизни Павла, будь то болезненные или радостные, в качестве средства для распространения Своего Царства.
Я встречал совсем немногих людей, достигших возвышенного состояния пятой ступени, что подтверждают и комментарии Гельмута Тилике об Америке. Как можно ожидать от народа, который так сильно благословлен, что он достигнет столь глубокой веры? За уроками в семинарии страданий нужно обращаться к христианам в таких странах, как Пакистан, Северная Корея или Иран. Мы же, увы, тратим больше времени и сил на споры о возможностях первой ступени — или, по крайней мере, тоскуем по «старым, добрым временам», когда США побеждали во всех своих войнах, а экономика стремительно росла.
Из книги «Я просто интересуюсь»