Толкования на Еф. 4:29
Свт. Иоанн Златоуст
"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим."
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Какое это слово – «гнилое»? То, которое в другом месте он называет словом праздным, злословием, срамословием, суесловием, буесловием. Видишь ли, как он посекает самые корни гнева – ложь, воровство, необдуманные речи? Слова: «вперед не кради» он сказал не столько для того, чтобы оказать снисхождение тем (кравшим), сколько для того, чтобы потерпевшим от этого внушить кротость и убедить их удовольствоваться тем, что они уже больше не подвергнутся этому. Кстати учит он и относительно слов, потому что не только за дела, но и за слова мы дадим ответ. «А только», – говорит, – «доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». То есть, говори только то, что назидает ближнего, и ничего излишнего… Потому-то и сказал Павел: только доброе. Так как слов великое множество, то он справедливо выразился неопределенно, повелевая касательно их употребления и давая правило, как вести речь. Какое же правило? - для назидания, сказал он. Иначе сказать: говори так, чтобы слушающий был благодарен тебе. Например, твой брат соблудил - не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим никакой пользы слушающему, но решительно повредишь ему, если будешь язвить его. Если же ты будешь увещевать его, как он должен поступать, то этим заслужишь от него великую благодарность. Если ты научишь его иметь доброречивые уста, научишь не злословить, то этим ты многому его научишь и заслужишь благодарность.