По мысли святых отцов Восточной Церкви простейшая запретительная заповедь нужна была для того, чтобы человек мог проявить и развить свою любовь и доверие Богу. Задача человека - богоуподобление через совершенствование в любви. А любовь возможна только как свободный выбор. То есть Древо познания добра и зла дано было людям, по выражению Григория Богослова, "для упражнения в свободе".
Если не давать нагрузку на мышцы, не создавать им трудности, препятствия, то невозможно их натренировать. И навык осваивается только через труд работы над ним. Подобно этому и духовное развитие, которое заключается в углублении доверия Богу и совершетсвовании послушания Ему как Творцу и Небесному Отцу, возможно только если есть заповедь Бога и возможность ей следовать добровольно.
Кстати, Древо познания добра и зла было дурно не само по себе, а потому, что человек вкусил от него ещё не будучи готовым. Бог, подобно родителю говорит: "Рано тебе амлет с грибами - будет плохо! В твоём возрасте можно только молоко и однокомпонентные пюре!" Но младенец-Адам не доверился Небесному Отцу и отравил себя, послушав какого-то незнакомца вместо родного Создателя.
Максим Исповедник, например, писал, что Древо познания добра и зла это познание-приобщение чувственному тварному Миру. Если бы прародители сперва в должной мере приобщились Богу и потом через это теоцентричное состояние познавали мир низший, то заповедное древо не пошло бы им во вред. Так оно и было задумано Творцом: всему своё время. Но прародители погрузили свою природу в онтологически более низкие уровни бытия когда она ещё не была обОженной, находясь в эгоистичном состоянии. И потому такое погружение привело к повреждению человеческой природы: