Вселенские соборы.
325 г. Никейский.
Собор осудил и отверг ересь Ария, который отрицал единосущность
Сына и Отца, учил, что Христос есть творение Отца. Собор утвердил догмат о том, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца
прежде всех веков.
381 г. Константинопольский.
Собор осудил учение Македония, который отвергал Божество Святого Духа, называя его сотворённою силою, служебной Отцу и Сыну, как и ангелы.
Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога
Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.
Собор также дополнил
Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и
жизни будущего века.
Таким образом составился Никео-Цареградский
Символ веры.
431 г. Ефесский.
Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и строго воспретил
делать в нём какие бы то ни было изменения и дополнения.
451 г. Халкидонский.
Осуждение ереси Евтихия, утверждавшего, что в Иисусе человеческое начало было поглощено Божеством, а поэтому следует признавать
в Нём лишь одно Божественное естество. Лжеучение названо
монофизитством.
553 г. Константинопольский.
Созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия.
680 г. Константинопольский.
Осуждение ереси монофелитов, которые хотя признавали в Иисусе
Христе два естества — Божеское и человеческое, но одну Божественную
волю. Собор постановил признавать во Христе два естества и две воли,
но так, что человеческая воля покорна Божественной.
787 г. Никейский.
Осуждение иконоборческой ереси. Определение поставлять в храмах
святые иконы и воздавать им поклонение (окончательно утверждено в
842 г. при императрице Феодоре).