🎲 Белковский вспоминает:
Про меня говорят, что я посадил в тюрьму Михаила Ходорковского.
Эта версия для меня вполне почетна: посадить человека, который в то время был богатейшим и одним из влиятельнейших в стране, дано не каждому. Но, к сожалению (для меня), неверна.
Авторы версии ссылаются на опубликованный в мае 2003 года доклад «Государство и олигархия», авторство которого приписывается — опять же несколько ошибочно — мне.
На самом деле тот текст готовили 11 экспертов из общественной организации «Совет по национальной стратегии» (СНС). В том числе и я, но не более чем «в том числе».
Инициатором доклада был сопредседатель СНС, доктор экономических наук Иосиф Дискин. Основная идея текста: надо сойти с траектории олигархической модернизации и разбудить спящие силы гражданского общества. (Которые, замечу, с тех пор заснули вечным сном, но это уже совсем другая история.)
Я в докладе, как и положено скандалезному фрику, отвечал за что-нибудь жареное, что понравится широкой публике. Жареной была информация о том, что под крылом г-на Ходорковского разрабатывается концепция трансформации России в парламентскую республику, в которой он занял бы пост премьер-министра (главы федерального правительства). В те славные дни об этом говорила вся Москва, и никакой особой тайны не было: разработчики концепции чуть ли не с гордостью причисляли себя к сообществу людей, меняющих РФ-систему.
Как только 2 июля 2003 года взяли под стражу по делу АО «Апатит» ключевого партнера Ходорковского Платона Лебедева, концепция, по старому анекдоту, изменилась: ЮКОС-круги немедленно публично заявили, что парламентская республика во главе с МБХ никогда и ни при каких обстоятельствах не планировалась. А виноват во всем Белковский, которому Игорь Сечин (тогда — заместитель руководителя администрации президента РФ, ныне — глава ОАО «Роснефть») заказал наезд на самую прозрачную и эффективную корпорацию России.
С самим МБХ мы эту тему — после его выхода из мест лишения свободы — подробно обсуждали. И сошлись во мнении, что я его не сажал. Поскольку в России из-за докладов и прочих теоретических измышлений никого и никогда не сажают. Весь вопрос в жесткой политической и экономической конкуренции. Если гарантированно не хочешь стать узником — никогда не становись русским миллиардером с политическими и прочими гуманитарными амбициями.
Мы с моей «жертвой» не стали друзьями, но и врагами тоже не оказались.
Вот так и закончилась эпопея с мифологизированным «Государством и олигархией».