Теневому Министру энергетики и электрификации России
от Директора главного научно-технического управления энергетики и электрификации.
Информационная справка.
Поддерживаем проведение обсуждения "Куда пришла реформа энергетики"
https://t.me/politjoystic/19218Вопрос уважаемого Марата Баширова (
https://t.me/politjoystic) "был ли рынок" некорректен по определению. Формально и розничный и оптовый рынки являются рынками исходя из действующего в сфере электроэнергетики законодательства. Но используемая экономическая модель рынка - "олигополистическая конкуренция" не отвечает насущным потребностям потребителей и государства.
Ключевая проблема реформы по заявлению самого Анатолия Чубайса заключается в том "розничные рынки, либерализация которых дала бы значительный эффект для потребителя, в стране так и не построены".
Именно поэтому нельзя обвинять автора реформы в том, что он полагался на экспертов, говоря что "окно превышения установленной мощности электростанций над пиковой потребностью закроется в 2021-2025 годах". Однако именно отсутствие конкурентного розничного рынка сделало ложным тезис бывшего руководителя РАО "ЕЭС России" о том, что созданный на рынке навес мощностей не создает избыточного ценового давления на потребителей.
Надо согласиться с тем, что цели реформы были достигнуты. Во многом потому, что формулировка целей по ходу реформы менялась и в конце свелась к тезису необходимости привлечения инвестиций с повышением надежности. Инвестиции были привлечены, катастрофы с ценами не произошло, системная и региональная надежность энергосистемы кратно увеличилась.
Переходя от вопроса итогов реформы к вопросу о том, где находится российская энергетика следует отметить:
1. Цена за привлеченные инвестиции - это действующая экономическая модель олигополистической конкуренции. Именно из-за нее, по словам А.Чубайса, "не возник целевой рынок мощности, ничего не сделано по созданию рынка системных услуг, объем перекрестного субсидирования продолжает нарастать, и, самое главное, розничные рынки, либерализация которых дала бы значительный эффект для потребителя, в стране так и не построены".
2. Созданная инфраструктура работает надежно, с большим запасом прочности по всем трем важнейшим направлениям: запас генерации, хорошая топология и достаточные резервы сетевой мощности, а также квалифицированный для работы в централизованной энергетике персонал.
3. На мировом рынке российская энергетика неконкурентоспособна: спрос на централизованную энергию стагнирует, поддерживающие отрасли не развиваются, капитал уходит, научно-технический потенциал не растет, устойчивой стратегии развития не видно, конкуренция превратилась в соперничество олигархических групп, достигающих компромисса в собственных интересах.
4. Государственная позиция выражается в выравнивании доходности сектора производства энергии в пользу надежности за счет потребителей. Инструментов конкуренции участников рынка не используются, доходность участников есть не результат собственных усилий, а функция от участия в трех сегментах рынка: теплоэнергия (отрицательная или нулевая доходность), выработка энергии на "старых" мощностях (низкомаржинальная деятельность) и выработка энергии на "новых" мощностях (высокомаржинальная деятельность для допущенных госкомпаний или для поддержки бизнеса компаний, "страдающих" от низкой доходности на традиционных сегментах).