Наступил период, когда в ходе Транзита несистемной оппозиции будет всё больше анализироваться роль и личность Навального. В предыдущие пару лет это для многих было затруднительно, так как присутствовал страх, что его выкинут из своей среды. Сейчас всё больше будет нормализации в этой среде, открытых разговоров.
Для анализа очень важным стало признание своей роли в протесте самим Навальным – «индивидуальный предприниматель». Так он оценил свои последние 10-12 лет в политике.
По сути, Навального и погубила неуёмная жажда денег. Ведь весь его путь в политику и затем сама политика была связана с денежными скандалами.
Началось с дела о групповой краже 100 млн. руб. на предвыборную борьбу СПС. Затем был период гринмейла – акционерных атак на крупные компании. Потом «Кировлес», «Ив-Роше». Наконец, наступил период притока огромных денег, уже не десятков, а сотен миллионов (возможно, и нескольких миллиардов) донатов. Т.е. 12-14 лет это был период его восхождения к крупным деньгам.
В ситуации с донатами ФБК вообще сложилась уникальная ситуация. Фонд указывал «онлайн-переводы через платежный шлюз». Например, на 2019 год их приток составил чистыми 79,8 млн., чистый неизрасходованный остаток 22 млн. Но учитывались ли переводы биткоинами? Оказывается, «сбор средств на биткоин-кошелек идет не для «Фонда борьбы с коррупцией», а для штабов Алексея Навального. Согласно публичному отчету, всего на кошелек с декабря 2016 года был получен 591 биткоин — это 3,13 млн. долларов» (данные на апрель 2019).
Про эти биткоины много писали и без меня, не буду повторяться. Скажу только, что совершенно непрозрачная, «чёрная» выемка денег из биткоин-кошелька и стала началом заката деятельности Навального. Плюс нарочито вызывающее потребительство – с детьми в Америке, бесконечными дорогими поездками за границу, арендой большой квартиры, платными охранниками и т.д. А главное, это всё не сходилось с его же требованиями ко всем «быть открытым». Политика для него и вправду оказалась «индивидуальным предпринимательством»