Больше всего в Олимпиаде раздражает даже не настырная повсеместность — с тараторящими комментаторами, телевизионными экранами в кафе и аэропортах, всеобщим зрительским оживлением, заспамленным информационным пространством, этими верноподданическими восторгами — глядите, глядите, тот-то улучшил результат на пять сотых секунды, а этот уже в десятый раз подряд, а здесь такой счет, а там рекорд, медаль, вы представляете, небывалое дело!
С этим еще можно жить (но лучше не стоит).
Больше всего в Олимпиаде раздражает так называемый командный зачет и сопутствующая ему патриотическая демагогия. Да, я не брезгую вторичностями, так что в очередной раз обращу внимание на обманчивый пафос коллективистской риторики про «наши спортивные успехи/неудачи» — как будто личный успех спортсмена, его личная воля, победа или поражение, имеют какое-либо отношение к ликующей толпе в спорт-баре, телезрителям, народу или государству, в котором этот народ обитает.
Азарт медальных таблиц, боление, народная озабоченность Олимпиадой в России традиционно набирает исключительные обороты, и причины таких настроений понятны. Власть эффективно утилизирует громкие общественные мемы для укрепления своего положения. ВОВ, ЛГБТ, СССР, РПЦ, БДСМ — любая Тема транслируется сквозь нужный идеологический фильтр в формате борьбы наши-против-ихних. Олимпиаду позиционируют в качестве очередного Геополитического Противостояния — существует оно, разумеется, лишь в умах размахивающих флажками «болельщиков», но это не важно. Главное, чтобы срабатывал рефлекс консолидации вокруг «лидера» и «нашей страны».
В далекой юности я в течение четырех лет профессионально занимался спортом (с летними сезонами в спортивном лагере и одним из лучших тренеров рижской легкоатлетической школы), так что смысл спорта, его метафизику понимаю — в первую очередь, конечно, это пресловутая победа над собой. Победа, которую ты одерживаешь не столько во время соревнований, но раньше, во время изнурительных тренировок, в нндивидуальных вида спорта — в одиночестве, часто на пустом стадионе «Даугава». Это достаточно сложное и действительно переполняющее чувство — чувство преодоления себя, победы, результата, и живет оно не в коллективной плоскости, но в личной — Я сделал, и Я победил.
Впрочем, подозреваю, что дело тут может быть вовсе не в Олимпиаде, а просто меня много что раздражает, потому что я не слишком хороший человек.
https://vk.com/pavel_nesterov?w=wall171864607_14149%2Fall