Дьякон, профессор Андрей Кураев об истории в Екатеринбурге (Эхо Москвы):
"поскольку с бабушек и свечек нужных денег не собрать, нужны спонсоры, нужна олигархия, нужна дружба с властью. А власть, естественно, включает бандитов, между прочим, в Екатеринбурге. Поскольку епархии нужны деньги, у нее есть бизнес-партнеры. И, соответственно, интересы бизнес-партнеров становятся интересами епархии. А отсюда вывод, что епархия лишается свободы реагировать в таких случаях. Если ее решают бизнес-партнеры использовать в качестве промоутера для своих интересов в данном случае им нужно увековечить власть над этой территорией, в то время как им нужно построить несколько жилых комплексов многофункциональных и многоэтажных, до тридцать этажей. Просто так конкуренты, у которых тоже есть лобби в коридорах местной городской власти, просто так не позволят им кусочек откусить. А вот если сказать, что на дело божие то все заткнутся; те, которые в коридорах власти, естественно, не на улице. И помолчат, проголосуют как надо. Соответственно, церкви приходится за это дело отудваться. Но она же сама рада. Понимаете, здесь же вопрос не пасторский, здесь вопрос престижа и рейтинга. Не скажу, чем они там меряются, что вот наш храм не абы где должен быть, а именно в центре города, и самый высокий и самый большой. Вы же понимаете: что храм, который строится одновременно с 30-этажным домом, не совсем потерялся на его фон, он тоже должен быть этажей так в двадцать, если сравнивать. Значит, вот, самое большое, огромное, и в самом видном месте, и над прудом возвышающееся, чтобы было видно с далеких точек. То есть кто бы ни был главный. Если епархия сейчас отступит, то в понятиях пацанов она потеряет много…
она много потеряет, потому что она окажется плохим лоббистом, который не умеет ни свои интересы отстаивать, ни своих партнеров, поэтому, естественно, рыночная стоимость епархии и митрополита лично резко обесценится...
епархия торгует людьми, вот это плохо. В том смысле, что ей плевать, она готова ради этих выигрышей биткоинов или во избежание потерь приносить в жертву вечные в ее представлении судьбы людей, которых вот этот скандал зафиксирует в состоянии антиклерикальной настроенности. То есть те люди, которые могли бы быть хотя бы ее потенциальной паствой и которых она отечески, матерински ведет в царствие божие, путеводит, то теперь этих людей она же врагами церкви. Но ей наплевать...
Сейчас уникальная ситуация: никогда так жирно церковь не жила, как сегодня в России или Украине, Молдавии, скажем, или в Румынии, как в эти годы. Она бесконтрольна, то есть нет государственных проверок, нет проверок снизу, то есть прихожане или духовенство лишены права проверки бюджетов, что там наверху творится с деньгами, которые собраны с прихожан.
Но понимаете ли, в чем штука? Что призывы к миру, «давайте разойдемся», «давайте жить дружно», вроде бы такие мирные слова, на самом деле они всегда очень партийные, потому что призыв к стабилизации это всегда слова в пользу тех, кто на вершине горы. То есть зафиксируем то, что есть. В данном случае вроде бы уже есть решение городских властей, что в данном месте будет храм строиться, плюс все эти фитнес-центры. Поэтому призывы «Разойдитесь!» означают, что все это будет, а ваш голос ни на что не повлияет.